Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Схиархимандрит Иоаким (Парр): Единственная возможность дать веру – иметь ее самому

Схиархимандрит Иоаким (Парр): Единственная возможность дать веру – иметь ее самому

№9 (858) / 1 марта ‘16

Окончание. Начало в №8 (857)

Смотри на себя трезвыми глазами!

Бывает часто, что люди нас хвалят. Как при этом оставаться трезвым, чтобы похвала «отскакивала» от тебя?

– У меня есть история по этому поводу. У меня есть хороший друг, сейчас она уже умерла. Она была южно-баптистским юристом. Была полноватой, но прекрасной, энергичной женщиной. Правда, была всегда поглощена тем, как она выглядит. Хотела всегда быть прекрасной и желаемой, но на пути к этому стоял ее излишний вес. Однажды она встретила медика и получила от нее особую диету. Это было много лет назад, до «эры технологий». У нее был «Полароид» – тогда, чтобы проявить фотографию, нужно еще было ее особым гелем намазать. И этот медик сказал ей: «Оставайся на моей диете. Я тебе дам кое-что, что поможет тебе сохранять эту диету. Сфотографируй себя этой камерой и поставь фотографию на холодильник. И каждый раз, когда захочешь есть, ты увидишь ту реальность, которую видеть бы не хотела. И ты отойдешь от холодильника». Она жила одна, фотография висела на холодильнике, женщина худела. Это стало частью ее жизни, она к ней привыкла, больше она на фото не смотрела. Однажды у нее была вечеринка – пили кофе. Кто-то спросил, есть ли сливки. «Да, конечно, в холодильнике». Гость встал, но еще на полпути к холодильнику она закричала: «Стой!» – и сама побежала доставать сливки. Она зашла в кухню и увидела, что гость уже уставился на ее фотографию. Вот что вам нужно сделать: нужно видеть себя таким, каким вы на самом деле являетесь, а не таким, каким вас видят люди. Нужны вот такие «фотографии» вашей духовной реальности.

В монастыре был монах, который говорил, когда что-то не так шло: «Повреждение, брат, повреждение». Мы повреждены, мы гнием внутри. Какая разница, что говорят люди! Думают ли они, что вы прекрасны, что вы хорошо выглядите, – важно ли это? Самое главное, что Господь думает. Не будьте глупцами, принимая то, что снаружи, за свое собственное «я».

Я знал одного монаха, в его келье, в красном углу с иконами – было зеркало. Оно было вставлено в рамку такого же размера, как иконы. Он попросил меня освятить келью. Я увидел зеркало в углу с иконами, спрашиваю: «А это что такое?» Он отвечает: «Отец, мы должны быть в образе Божием, и каждый день я проверяю этот образ. И каждый же день этот образ Божий во мне все меньше! Это всегда меня потрясает и возвращает к действительности».

Смиренный человек знает о себе правду, а гордый слышит только комплименты. Не слушайте хвалящих вас – они ничего о вас не знают. Они знают только тот мусор, который вы им показываете.

Был прекрасный старый архимандрит, человек святой жизни. Он не мог выносить клириков и монашествующих, которые пользовались одеколоном. Один обильно политый одеколоном священник подошел к нему, архимандрит его поприветствовал и сказал: «Отец, твой одеколон не заглушает вонь твоих грехов». Бедный священник!

Что мы пытаемся прикрыть?

Как практически начать удаляться от мира и приближаться к Богу?

– Если есть девушка, к которой вы страстно привязаны, то вы за этой подругой бегаете постоянно, думаете о ней целый день, хотите все время быть рядом. Разве вы спрашиваете ее: «Сколько времени мне надо проводить с тобой?» Нет, вы говорите ей другое: «Сколько я еще могу побыть с тобой? Не уходи! Ничего страшного, что мне не удастся выспаться. Давай еще поговорим, еще погуляем». Когда ты любишь другого, никогда не подсчитываешь, сколько чего потратил на него. А когда любишь себя, тогда спрашиваешь, сколько времени надо провести.

Учась любить, мы учимся удерживать собственную волю, отдавая себя в послушание, и следованию воле Божией, а не своей. Наши желания угождать себе стоят на пути к любви. Когда я встречаю молодых людей, которые хотят вступить в брак, я им говорю: «Что вы ищите в женщине? Кем хотите, чтобы она была?» И очень редко, почти никогда мне говорят: «Я бы хотел, чтобы она была, как Богородица». Почти всегда мне говорят, что хотят, чтобы женщина была привлекательной, чувствительной, горячей, добродетельной, любящей – все вместе. Ничего о том, чтобы: «Я хочу, чтобы она довела меня до Бога». Я спрашиваю женщин: «Что вы ищите в муже? Вы не хотите, чтобы он был, как Господь?» – «О, нет! Как я могу любить его, если я буду думать о Боге?» Что мы делаем?! Когда мы любим кого-то, мы не можем при этом быть в присутствии Бога?! Вы ищите чувственных удовольствий, но вы не любите другого – вы любите себя. Вы должны любить в целомудрии. Любить человека, а не себя.

Что происходит, когда уходит взволнованность, влюбленность? Взаимоотношения заканчиваются. Я говорю молодым: проведите неделю с мамой будущей жены. Если сможете прожить неделю с ней, выдержите и с женой. Потому что ваша жена будет такой же, как и ее мама. И нечего вздрагивать и говорить, что этого вы понести не сможете.

Еще раз о любви

Как относиться к человеку, которому отдаешь много любви, а он тебе отвечает, что ты все это делаешь из человекоугодия, и не отвечает на твою любовь – только молчит?

– Вы в данный момент говорите о ком-то, но не о Боге? Единственный, кому вы должны отдавать всю свою любовь, – только Господь. Вы не можете отдавать всю любовь какой-то личности, потому что причина, по которой мы имеем взаимоотношения с людьми, – это наша любовь к Богу. А любовь к людям – это продолжение нашей любви к Богу. Вы не можете дать кому-либо то, что принадлежит только Богу. В противном случае вы потеряете этого человека: вы не можете ему дать того, что он просит. Никто не может любить вас совершенной любовью – только Бог это может. Если 7 миллиардов 200 миллионов всего населения Земли будет любить вас, то это не будет так же много, насколько вас любит Бог. Вы никогда не реализуете себя в другом живом существе – только в Боге. Поэтому привязанность к личности – это выражение нашей неадекватности: мы хотим, чтобы человек дал нам то, чего нам не хватает. Но это ведь невозможно. Вы можете любить кого-то, но любить этого кого-то надо только потому, что его любит Господь.

Мужчина и женщина вступают в брак. И цель благословения Церковью их брака – только в том, что это средство к спасению. Муж должен любить Господа больше, чем самого себя, и больше, чем он любит свою жену. И жена должна любить Господа больше, чем любит саму себя, и больше, чем любит своего мужа. Но обычно такого не бывает, и потому возникают разного рода трудности.

Многие из нас не знают, почему мы здесь. Я спрашиваю вас: кто вы? Вы знаете, кто вы? Из того, что вы думаете о себе, кем вы являетесь, вы действуете. Возьмем ребенка, скажем ему: ты глупый, некрасивый, не можешь ничего сделать – ребенок начинает в это верить. Говорим ему: ты прекрасный, умный, можешь сделать то-то и то-то – он начинает верить в это. Но ни то, ни другое не является реальностью – только то, как мы думаем о себе, кто мы есть на самом деле.

Я собирался как-то идти на встречу – там было много людей. Среди них – огромного роста мужчина. Как медведь! Он подошел ко мне, попросил благословения. Я его спрашиваю: «Кто вы?» Он ответил: «Я – чадо Божие». Вот кто вы! Если вы не это, то тогда вы – ничто. Вы существуете только потому, что Господь даровал вам жизнь, и вы можете любить только потому, что Он полюбил вас первый. Вот кто мы! Если мы еще этого не знаем, то тогда мы смотрим на порнографию и пытаемся разобраться, кто же мы такие. Потом мы бежим к людям, которые нас волнуют, ищем ту музыку, те вещи, которые будут постоянно занимать наш рассудок, чтобы заполнить нашу пустоту. Потому что мы не знаем, кто мы.

Насколько ответственно – быть крестным отцом?

– Крестным родителем должен быть тот, кто жив и исполнен Духа Божия. И будет вести чадо по бурным водам. А если что-то произойдет с родителями телесными, то крестные должны стать ребенку такими родителями. Для того чтобы вести этого ребенка в рай. Сейчас это выглядит так, что вам нужно самому найти себе крестного родителя и начать работать с ним.

Какую позицию надо занимать ребенку, если его родители на грани развода?

– Их нужно любить и не осуждать. И любить их обоих, даже если один является более очевидным объектом обвинения. Если ваши родители находятся на грани развода, это как пациент у доктора: у него нога с язвой. Эта язва началась десять лет назад с красной точки на ноге, с годами разрослась во всю ногу. Вы говорите: «Нужно пойти к врачу», а доктор скажет: «Почему вы ждали десять лет? Единственный способ спасти вас – ампутировать ногу». Им нужно радикальное вмешательство, потому что ни один из них не понимает любви. И радикальная операция для них – это остановить любовь к себе, попросить прощения, понимая, что оба не правы. Это очень трудно сделать, если вы горды. Очень трудно, если никогда не любил, если любви не было с самого начала. Желание – это не любовь.

Интернет и спасение

Может ли спорт быть хобби для православного человека?

– Для чего? Вы хотите оставаться здоровым, в форме? Поклоны с молитвой – самый лучший спорт! Нет ничего лучшего. И – несите тяготы друг друга – это самое лучшее. Хотите оставаться в форме – возьмите груз других и тогда будете очень подтянутым. Я знаю, что многие с этим не согласятся, но это мое мнение.

Какие опасности связаны с интернетом? Как защитить душу от этих опасностей?

– Интернет – это инструмент, и, как любой инструмент, он должен использоваться правильно, по своему назначению. Любой инструмент может вас уничтожить. Можно взять скальпель, который необходим для операции, но если не уметь с ним обращаться, можно разрезать человека на куски. Значит ли это, что скальпель плох сам по себе? Интернет имеет опасные вещи внутри себя, но только пользователь делает их наличие фатальным, если не имеет рассуждения пользоваться ими правильно. Много разного мусора: отвлечения, развлечения, но всегда там есть богатство информации. Ничего нет такого в интернете, в чем вы нуждаетесь. Он не дает вам спасения, но помочь ему может. Если интернет для вас является искушением, вынести которое вы не можете, не пользуйтесь интернетом.

Социальные сети не нужны. Люди и без того наполнены ложью – они и без социальных сетей расскажут вам много чепухи, для того чтобы отвлечь вас. Встречайтесь с людьми. Для вас сети становятся фантазией, отвлечением и развлечением, и это не помогает молитве, это наполняет вас мусором.

Православие.Ru

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс