Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Митрополит Минский и Заславский Павел: Уподобиться Богу – наша цель и задача

Митрополит Минский и Заславский Павел: Уподобиться Богу – наша цель и задача

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Архипастырь

Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Как избавиться от помыслов?».

– Вопрос вроде бы очень простой, а на самом деле это очень серьезное явление – помыслы. Прежде всего, все мы должны задуматься, что же такое жизнь на земле, зачем, ради чего мы живем? Когда поймем смысл жизни человека на земле, отсюда будут исходить и все наши последующие действия. Говоря о помыслах, мы должны понимать, что они всегда были и будут, потому что, наверное, так устроен ум человеческий – он всегда должен чем-то заниматься. Если у него нет цели, какой-то определенной задачи, помыслы будут находиться в хаотичном состоянии, в праздности.

Господь дал человеку свободу и волю, цель и задачу – богоуподобление. Мы созданы по образу Божиему и по подобию Его. Образ в нас уже заложен, а уподобиться Богу – наша цель и задача. И мы должны эту задачу выполнять. А мы иногда о ней забываем. Бывает, посмотрел на что-то: о! – захотел; увидел другое: ох! – и сразу появились разные мысли, помыслы и пошло–поехало… Начинается какое–то блуждание в нашем сознании.

Когда мы говорим о помыслах и борьбе с ними, речь идет о том, что эту задачу мы можем выполнить при совершенно определенных условиях – мы должны быть собранны. Я часто сравниваю нашу христианскую жизнь со спортом. Образ христианина очень близок образу спортсмена. Что происходит у спортсменов? Спортсмену дана задача, цель – ты должен добиться таких-то успехов, давай трудись, достигай! Что делает спортсмен? Он осознает эту задачу, концентрирует на ней все свои мысли, внутренне собирается и начинает трудиться, действовать.

Наверное, самым наглядным примером для нас будет очень понятный образ массового забега, допустим, на три–пять километров. Представьте себе: собираются, скажем, сто, двести, пятьсот человек, и все они бегут. Наш маршрут пролегает через город, поле, какую-то гористую местность… Задача поставлена, цель есть, мы бежим. Представьте себе состояние спортсмена: он сконцентрирован, напряг все свои силы для того, чтобы не просто достичь цели, но добежать первым, быстрее, чем все остальные. Он прилагает максимум усилий и достигает цели. А теперь представьте себе, что на пути у него помыслы. Вот он бежит по маршруту и вдруг видит: ух ты! сосед бежит: «О, сосед, как живешь?». Бежит дальше, увидел магазин: «А что в магазине продается?». Дальше увидел соседский огород: «Что там у соседа растет?». «О чем те говорят? А эти – о чем?». Скажите, такой спортсмен добежит до цели?

Думаю, что не первым...

– А я думаю, что вообще не добежит. Так, наверное, происходит и в нашей христианской жизни. Помыслы рассеивают человеческое сознание, и бороться с ними надо только путем концентрации мысли. Человек должен быть собранным, а для этого нужно потрудиться. Концентрация мысли, собранность, стремление достичь цели – это главное условие в жизни человека. И не обращать никакого внимания на помыслы. Спортсмен не обращает внимания ни на магазины, ни на товары, ни на огороды, ни на соседей: он бежит, перед ним поставлена цель, и он стремится ее достичь и как можно быстрее.Такой же должна быть и жизнь христианина, особенно во время молитвы. А ведь как мы иногда молимся? Какие у нас помыслы! А почему это происходит? Да потому что мы расслаблены.

Конечно, на первых порах у спортсмена, думаю, тоже бывают помыслы: заглянуть в огород к соседу или посмотреть, где что продается, но он же этого не делает! Так что избавиться от этого можно только путем труда, усердия, усилия над самим собой.

Помыслы будут всегда, если мы много времени будем проводить праздно, не концентрируя свои мысли, не собираясь, не организовываясь – надо тренироваться.Ведь совершенно неслучайно у нас есть практика совершения утренних и вечерних молитв – хотя бы кратенько, десять-пятнадцать минут утром и столько же вечером.

Я иногда рекомендую (и сам это практикую – да, бывают искушения во время молитвы) читать молитвы вслух, громко, так, чтобы мы слышали. То есть напрягать себя надо. Спортсмен ведь тоже не может так, чтобы вчера ел, пил, гулял, веселился, а завтра – побежал и стал призером. Нет, он тоже тренируется. Поэтому давайте тренироваться, концентрировать свои мысли, собираться и трудиться. И, конечно, просить Бога о помощи. Тогда все получится, тогда мы и от помыслов избавимся. Наша задача – научиться управлять самими собой. Не помысел должен управлять мной, а я – помыслом.Эта задача стоит перед каждым христианином.

Следующий вопрос из Петрозаводска. Телезрительница смотрит программу «Дом-2». Понимает, что этого делать не следует, но не может оторваться. Как ей быть?

– Как мы только что говорили: собраться, сконцентрироваться и спросить себя: приносит мне пользу эта программа или нет? Я слышал об этой передаче, несколько раз даже пытался смотреть (люди иногда задают вопросы, надо знать, что это за программа), взглянул и думаю: «Господи, какие несчастные люди! Настолько деградировали!». Какие-то пустые разговоры ни о чем, пустышка, а кого-то привлекает. Ну зачем? Это же растрачивание времени понапрасну. Ведь эта программа не приносит никакой пользы тем, кто ее смотрит, я уж не говорю о тех, кто ее готовит. Но они-то зарабатывают себе деньги на жизнь, хотя бы что-то материальное получают. А мы – те, кто смотрят? Ничего, только пустоту.

И вы знаете, человек ведь не может стоять на месте как личность – он или совершенствуется, работая над собой, или деградирует. На месте стоять никто не может. Эта программа способствует как раз деградации личности. Поэтому просто скажите себе – все, это пустышка, не нужна она мне! Выключайте и лучше посмотрите что-то познавательное, интересное. Или почитайте полезную книжку, а может быть, сходите к соседке: вдруг она болеет и некому сходить ей за хлебом, молочком – сделаете что-то доброе, хорошее. Эта программа действительно расслабляет человека и способствует его деградации. Поэтому просто выключайте телевизор. Наберитесь сил, сконцентрируйтесь и скажите: нет, больше не буду смотреть!

Вопрос из Рязани: «Почему после Исповеди мы вновь совершаем те же грехи?».

– Думаю, потому, что мы не понимаем смысла покаяния. Что такое покаяние? Покаяние – это не прийти и рассказать священнику, что я сделал плохого. Совсем нет. Я часто сравниваю таинство Исповеди с походом больного человека к врачу. Представьте себе: вы пришли к врачу и говорите: «Доктор, у меня так болит голова!» (или рука, или нога или что-то еще). Доктор вам обязательно скажет: «Не поднимайте ничего тяжелого, берегите себя, не расстраивайтесь понапрасну, вот вам таблеточки, попринимайте, и у вас все будет хорошо». А я повернулся, ушел, таблетки положил на полку, не принял их. И что? У меня же от этого голова (рука, нога) не перестанет болеть. Так же и таинство Покаяния. Само слово «покаяние» в переводе на русский язык означает «изменение». Изменение моего ума, моей внутренней жизни, то есть это мое преображение. Если я не изменил свой образ жизни, то мой поход к священнику напрасен; мой рассказ бесполезен для моей души. Я должен измениться, стать лучше, то есть должен принимать таблеточки. Поэтому только так: пришел, покаялся и больше к этому греху не возвращаешься. А иначе это будет просто праздный разговор и пустое времяпровождение.

Вопрос из Вологодской области. Телезрительница редко ходит в храм, в основном молится дома, и часто ее посещают видения: то светящийся ореол вокруг головы Спасителя, то Богородица с Младенцем. Отчего это бывает?

– Конечно, на расстоянии мне трудно определить, что с вами происходит, но то, что вы, как говорите, редко ходите в храм – это, наверное, первый такой нехороший симптом. Вам надо сходить к священнику и рассказать об этом на Исповеди. К сожалению, у нас есть такой нехороший опыт, когда наши православные христиане перенимают от католических проповедников и вообще от католического мировоззрения некую практику настраивания, стимулирования себя к тому, что должно произойти.

Молитва и богослужение – это не спектакль. Мы не должны себя настраивать, как это делают, особенно накануне Пасхи, католики. Они представляют себе страдания Христовы, Его раны, как они кровоточили, настраивают себя на то, чтобы увидеть, как все происходило. Я знаю даже некоторых людей, именующих себя православными, которые стремятся увидеть что-то такое необычное, сверхъестественное. Они неправильно молятся, неправильно воспринимают молитву. Уже здесь и сейчас они хотят получить и ощутить что-то необычное, а потом, когда во время молитвы или посещения храма не получают этого, говорят: «Вы знаете, сходил в храм, но ничего не получил; ничего не увидел; благодать меня не коснулась».

Мы не должны настраивать себя на то, что, посетив храм, придя к таинству Покаяния или причастившись Тела и Крови Христовых, прямо сейчас получим что-то сверхъестественное. Нет, друзья мои! Не за этим мы ходим в храм! Мы должны помнить о том, что враг рода человеческого знает наши мысли, он знает, как я себя настраиваю на молитве. И если я чего-то жду от иконы, он обязательно мне это покажет. Но покажет для того, чтобы сбить меня с правильного, спасительного пути. Поэтому не стремитесь и не желайте что-то увидеть во время молитвы. Скорее всего, это будет заблуждение.

Обязательно сходите к священнику, покайтесь, скажите: «Батюшка, вот увидела; может, хотела увидеть – и увидела». Это нехороший симптом, надо от него избавляться. Молитесь! Когда Господь посчитает нас достойными, Он все нам покажет, но тогда это будет спасительно. А мы себя все время должны настраивать на другое: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вселился, вошел в мою душу, но я так хочу быть с Тобой, Господи!». Мы должны проявлять свое смирение и покаянное чувство: «Я недостоин, Господи! Кто я такой, чтобы Ты показал мне Свое сияние или Свое Божественное достоинство, нет, я недостоин! Помилуй и прости меня, Господи! Грешный я человек!».

Вот какое должно быть смиренное и покаянное чувство у человека, и тогда пропадут эти видения. Они не что иное, как искушения врага рода человеческого дьявола. Поэтому – на Исповедь.

И еще один вопрос из Минска: «Люди говорят: я отдыхаю душой на рыбалке, в путешествии, на даче. А вот я отдыхаю душой в храме. Кто прав?».

– Отдыхать можно везде. Можно отдыхать и на даче, и дома у телевизора, все по-разному отдыхают. Наверное, вопрос надо ставить иначе. Когда мы говорим о посещении храма, то, в первую очередь, мы говорим о том, что это нам дает, зачем мы приходим в храм. Я иногда спрашиваю детишек, а порой и взрослых: «У вас есть мобильные телефоны?». Говорят: «Есть». А давайте будем ими пользоваться без подзарядки. Что с ними будет через день, три дня, неделю? Правильно – они перестанут работать. Человек изобрел телефон по своему образу. Мы, люди, имеем оболочку – физическое тело, а внутри него находятся всякие органы, а еще у нас есть живая душа. Так же и в мобильном телефоне: есть оболочка, есть всякие диоды, катоды, какие-то полупроводники и есть еще аккумулятор, который приводит в действие весь этот аппарат. Этот аккумулятор надо все время подзаряжать. Посещение храма – это и есть подзарядка энергией нашей души. И называется эта энергия – благодать Божия.

Мы приходим в храм пообщаться с Богом и получить эту божественную энергию для своей души. А на рыбалке вы сможете подзарядить свой аккумулятор? Наверное нет, или должен быть какой-то особый предмет для подзарядки… Поэтому отдыхать-то можно везде, а вот получить пользу для своей души, конечно, можно только в храме. А потом уже можно и отдохнуть: и на рыбалку сходить, и грибы пособирать. Так что, как говорят: делу время, а потехе час. Нужно отдыхать и душой, и телом, но подзаряжать душу – в храме. Можно, конечно, и дома во время молитвы, но Божественная энергия в храме особой силы и концентрации, каждый человек может это почувствовать. Так что ходите в храм, подзаряжайтесь, а потом, после храма можете и на рыбалку сходить.

Телезритель из Рязани спрашивает: «Как относиться к разногласиям среди духовенства? Нужно ли участвовать в этих спорах?».

– И не только в спорах среди духовенства, но и вообще в спорах такого рода, наверное, не стоит участвовать. Однажды апостол Павел сказал о том, что надлежит быть спорам, чтобы выявились искусные, но это относилось не к противостоянию, а к тем дискуссиям, которые проводили молодые люди между лекциями. У них бывали разногласия, но, как правило, у этой категории людей одна цель: найти правду, прийти к определенному знаменателю, чтобы обрести истину.

Хорошо, когда мы стремимся это найти, но если мы участвуем в таких спорах, которые кроме разделения, вражды, нестроения, ненависти и осуждения людей, ни к чему не приводят, то подобного лучше избегать. Я думаю, что, как правило, споры возникают потому, чтобы кого-то обвинить, оговорить, оклеветать, и в конечном итоге все это приводит только к разделению и вражде.

Это тем более важно, когда вопрос касается священнослужителей. У нас ведь есть церковная дисциплина, и если вы увидели, что священник поступает неподобающим образом, надо обратиться к Правящему архиерею, написать письмо ему, изложить суть проблемы, рассказать о том, что происходит у вас на приходе, попросить разобраться в этом, принять соответствующие меры. А если это не поможет, то у нас есть и Церковный суд, и Синод, куда можно обратиться, если архиерей ничего не предпринимает, то есть можно найти решение всех этих вопросов. Самим же принимать участие в таких дискуссиях, которые, как назвал наш телезритель, являются спорами и разногласиями, не стоит. Они всегда плачевно заканчиваются: или разделением, или даже утратой веры.

Я знаю людей, которые настолько увлекаются спорами, что вообще теряют веру и понимание того, зачем они пришли в храм. Ведь если ты сюда пришел, то должен понимать, что церковь, монастырь – это духовная лечебница, куда ты приходишь не для того, чтобы их спасать. Спаситель у нас один – Иисус Христос, Господь наш. Вот Он один нас спасает, а мы не можем спасать ни храм, ни церковь, ни монастырь. Мы находим сами спасение своей души в храме, монастыре, церкви. Именно Церковь является прибежищем для тех людей, которые хотят найти спасение. А мы... Ну кто мы такие? Мы сами больные люди, потому и приходим в храм, чтобы в этой духовной лечебнице получить необходимые средства для лечения. Поэтому я никому не рекомендую принимать участия в дискуссиях, тем более, когда они ведутся в отношении священников или епископов, да и против друг друга. Храм, монастырь, церковь, повторю, – это лечебница, куда мы все приходим.

Вопрос от телезрительницы из Могилева: «Можно ли девушкам пользоваться косметикой?».

– Сказать «нет» будет не совсем правильно. Смотря как пользоваться этой косметикой. Я иногда слышу, как родители рассказывают: «Вот если, к примеру, мальчишке совершенно безразлично, что у мамы стоит на столике или трюмо, то девочка просто так мимо не пройдет: она обязательно все посмотрит, все попробует». И мама иногда удивляется тому, что ее дочь что-то взяла и испортила. Ребенок не умеет пользоваться тем, чем пользуется ее мама. Значит и мама не всегда правильно поступает сама. Необходимо консультироваться со специалистами, косметологами, которые подскажут, как нужно пользоваться косметикой. Если вы используете ее для того, чтобы привести свое тело, лицо, руки в нормальное состояние, то посоветуйтесь с косметологом, и он порекомендует, как правильно поступать, чтобы дышало тело, чтобы оно было нежным, красивым.

Другое дело, когда смотришь на некоторых женщин, которые используют косметику для своей якобы красоты, и диву даешься: то ли это просто вкус такой, то ли что-то произошло с человеком. Мне вспоминается один разговор во время встречи с моими прихожанами в Нью-Йорке после службы, когда пожилая женщина стала возмущаться тем, что многие молодые женщины подходят к Чаше с накрашенными губами. Я слушал, слушал и говорю ей: «Конечно, это нехорошо приходить в храм с накрашенными губами, тем более подходить к Чаше. Скажите, сколько Вам сейчас лет?». – «Мне 64 года». – «Вы давно сами перестали пользоваться губной помадой?». – «Года два уже как не пользуюсь». – «Вот видите, Вы до 61 года пользовались помадой, так дайте и девчонкам ей попользоваться. Они потом тоже созреют и перестанут краситься». Нельзя в нашей жизни жить одними запретами, каждый должен для себя понять, что ему вредно, а что полезно. Поэтому, если вы разукрашиваете себя как дикобраз, то лучше от такого воздержаться, а если используете косметику благоразумно, чтобы ваше тело было красивым, нежным, здоровым, то можно, ничего страшного здесь нет.

Вопрос от юного телезрителя из Липецкой области: «Взрослые говорят, что вредно играть в компьютерные игры. Почему?».

– Для ребенка должно быть очень серьезно то, что говорят взрослые, потому что он еще не имеет такого жизненного опыта, какой есть у взрослого человека. Взрослый понимает, что жизнь настолько быстро проходит, что не успеваешь оглянуться и только потом начинаешь осознавать, что очень много времени было растрачено напрасно, впустую, а ведь его можно было использовать во благо.

Что касается игр, то мы уже как-то говорили об этом, есть даже такой термин, как игромания. Вроде бы и неплохо так развлечься, отдохнуть, но это настолько затягивает человека, становится его страстью, потребностью, что он превращается в раба этих игр и уже не может без них обходиться. Трудно молодому человеку сказать самому себе: «Все! Больше я не буду играть!». Вот почему взрослые и говорят: «Не увлекайтесь!».

Я вспоминаю, что буквально три года назад мне в Рязани показывали ролик из интернета: один молодой папаша играл в компьютерную игру со своим сыном, которому было два года и четыре месяца. Ребенок в таком возрасте не может еще сам себе готовить, да он еще и ложку правильно держать не умеет, у него словарный запас всего 25–30 слов. И папа снимает на видео, как его сынишка сидит перед компьютером и играет «в танки». И вот этот ребенок, которому всего чуть больше двух лет, увидев танк, начинает нажимать на клавиши, а когда что-то не срабатывает, он кричит своему отцу: «Папа, убей его! Папа, стреляй в него!» – и бьет по клавиатуре. Ребенок весь уже в стрессовом состоянии, у него самый настоящий психоз, а папа ему говорит: «Сыночек, ты так сильно не бей по клавиатуре! Ты у меня уже две сломал, сейчас и эту разобьешь!». Сын плачет, у него истерика из-за того, что он не уничтожил танк, не убил тех солдат, которые бегают на экране... Что выйдет из этого ребенка? Каким он будет, когда вырастет? У него словарный запас, как я сказал, 25–30 слов, а он уже кричит: «Убей его!». Конечно, он, может, и не понимает, что это значит, а говорит так, не задумываясь. Какой же это несчастный родитель, который так воспитывает своего сына.

Прошло уже несколько лет, а я до сих пор, когда вспоминаю этот ролик, испытываю ужас. Вот к чему может привести неразумное отношение к электронике и играм. Эта страсть действительно затягивает. Игромания – одно из очень серьезных препятствий для спасения любого человека: и взрослого, и ребенка. Мы рекомендуем, чтобы родители благоразумно воспитывали детей. Должен быть режим, чтобы ребенок не просто развлекался, но и трудился. Ведь жизнь – это не развлечение, а очень серьезное явление, и потому нужно так воспитывать своих детей, чтобы они получили запас знаний для своей жизни. А если дать возможность ребенку делать все, что хочет, то это не приведет ни к чему хорошему. Поэтому родители правы, когда говорят вам: «Не увлекайтесь!». Можно немного отдохнуть, развлечься, сменить вид деятельности. Все надо делать по расписанию, соблюдая режим.

Вопрос от телезрителя из Рязани: «Правда ли с богословской точки зрения, что все равно, какому святому молиться в какой-то ситуации? Если это так, то почему на практике существует разделение: например, одному святому молятся об исцелении, а другому – о мире в семье?».

– Да, есть такая практика, но это не учение Православной Церкви. Мы молимся Богу. Обратите внимание, как Сам Спаситель Иисус Христос, Основатель нашей Церкви, научил нас молиться. Есть молитва, которую мы именуем Господней, – «Отче наш». Поэтому мы должны понимать, что если обращаемся к святым, то должны это делать правильно. Это не означает, что если сейчас помолимся мученику Антипе, то он нам из своего кладенца зубки наши починит; или великомученик Пантелеимон избавит от головной боли. Совсем нет. Святые не имеют такой возможности, и даже если они кому-то помогают, то делают это с благословения Божия. Все исходит от Бога. Надо это прекрасно понимать, и молитва наша должна быть только ко Господу.

Помните первое чудо, которое совершил Спаситель в Кане Галилейской, когда претворил воду в вино? Господь совершил его по просьбе Своей Матери, и тем самым наша Церковь нам говорит, что молитва Божией Матери имеет очень серьезное дерзновение к Ее Божественному Сыну и Господу. Поэтому мы говорим: «Господи, я не достоин Тебя просить, но помоги мне, Господи!». Я обращаюсь к Матери Божией, потому что Она как Мать понимает слабости нашей человеческой природы и может умолить Своего Сына. Когда мы обращаемся к святым, то просим их: преподобный отче Сергие (или святый великомучениче Пантелеимоне), испроси у Бога благословение, помоги мне, помолись за меня, походатайствуй… Так что, обращаясь к святым, которые прожили на земле и стяжали особую Божественную благодать своей праведной жизнью, мы просим, чтобы они умолили Господа. Обратите внимание, что в наших молитвах везде практически красной нитью проходит эта мысль: «Мы просим вас исходатайствовать у Бога прощение грехов, помощи в нашей жизни». Поэтому еще раз хочу сказать: святые, которые нам помогают, делают это не от себя лично, а по благословению Божиему, и потому мы у них просим: «Помолитесь о нас, угодники святые!».

Ведущая
Александра Гудкова

Расшифровка:
Наталья Коваль,
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс