Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (856) → Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

№7 (856) / 16 февраля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №5 (854)

Ольга Баталова: – Сегодня мы продолжим говорить об осуждении – уничижающем мнении человека о ближнем, когда он пристрастно исследует реальные или мнимые недостатки другого. Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов, как нарушение заповеди Спасителя: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37). Но перед тем как произнести в Нагорной проповеди эти слова, Господь говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36). И эта взаимосвязь осуждения и немилосердия или, наоборот, неосуждения и милосердия очевидна. А сами эти качества свидетельствуют о чистоте или нечистоте человеческого сердца, а точнее – указывают на то, чем оно наполнено. И обнаруживается это порой совсем неожиданно… Ну почему же так происходит?

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – Дело в том, что осуждение основывается на том, что осуждающий человек ставит себя выше того, кого он судит. Вот люди в суде – понятно, что и истец, и ответчик ниже судьи; а судья – судит. Это совершенно правильная аналогия, позволяющая нам понять, что же происходит, когда мы осуждаем. Мы судим всегда сверху. Поэтому один из способов (а может, и единственный) научиться не осуждать – это понять свои грехи. Можно привести хороший пример. Есть такие христиане, которые не могут победить в себе привычку курения и каются на Исповеди в грехе осуждения. Можно попросить их задать себе вопрос: «А я курящих осуждаю?» И скорее всего окажется, что они осуждают кого угодно, но только не курящих людей. Они не могут их осудить – они сами хотели бы бросить, но не могут, и соответственно, понимают, как тяжел грех для человека. Но не судят они не потому, что понимают, как тяжело от этого избавиться, а из-за мнения: как же я буду судить, если сам такой же? Эта ситуация дает нам хороший навык неосуждения.

О.Б.: – Вообще без любых навыков нам не обойтись. Вот что говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Важно от юности приобретать хорошие привычки, и тогда в зрелые годы и в старости мы возрадуемся о таком богатстве!» Для погибели человека достаточно одного порочного навыка, поскольку он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям. Святитель Игнатий пишет: «Кто в зрелом возрасте собрался служить Христу, но, по несчастью, уже стяжал в душе много порочных навыков, тот не должен предаваться унынию и двоедушию, а должен мужественно вступить в борьбу со злыми навыками. Победа над ними не невозможна, при Божией помощи. Решительность, осеняемая и укрепляемая благодатью Христовою, может победить самые закоснелые навыки… Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова».

Иерей Андрей Никольский: – Ведь не просто так в истории Церкви есть святые, которые пришли в Церковь из состояния страшной греховности. Понятно, что не осуждать им было легко. Ведь достаточно человеку, который много нагрешил, но хочет спастись, действительно поверить Богу, чтобы понять: кого ему осуждать, если и перед миром, и перед людьми, и перед самим собой он уже осужден?

Когда мы судим, мы забываем о своих грехах; в этот момент мы выступаем как носители правды и даже истины. Но по здравом размышлении это покажется смешным даже нам самим. Ведь мы знаем за собой множество не просто грехов, а страстей, которыми крепко связаны. А если это так, то откуда у нас появится возможность что-то правильно понять? Поэтому следующий очень важный момент в борьбе с осуждением – внимание к своим грехам. Ведь святые ненарочито считали себя хуже других. Величина греха может быть осмыслена только самим человеком – только сам он понимает, в каких условиях согрешает, то есть знает, в какой мере ему открылся Бог. Только сам человек знает, какое доброе воспитание он получил от родителей, глубину понимания необходимости спасения для себя самого. Поэтому мы, понимая все это про себя, но не зная этого ни о ком другом, не можем правильно оценить тяжесть греха для другого человека. Для себя – можем!

Мы знаем, что Господь не ставит перед нами задач, которые были бы не по силам. Господь не подвергает нас тем испытаниям, которые мы заведомо не перенесем. Значит когда я согрешаю, пусть даже кому-то это покажется мелким грехом, я мог бы и не согрешать! Поэтому как бы мелок ни был грех, я могу себя осудить; я понимаю, что действительно заслуживаю строгого осуждения. Мне много было дано, значит с меня много и спросится. Но что дано моему ближнему? Я не знаю! И поэтому могу лишь сказать: а с него ничего не спросится. Он не знал, не понимал, его не научили, так как же Господь будет с него спрашивать? Господь его простит за это. И это то, что не дает возможности осудить кого бы то ни было, кроме себя. (Окончание следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс