Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (855) → Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

№6 (855) / 9 февраля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №5 (854)

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – Нам трудно понять грех, потому что у нас перед глазами обычно нет добродетели. Мы привыкли жить и видеть людей, поступающих, увы, неправедно – не во всем, но в общем-то неправедно. И поэтому нам трудно понять: как это – жить по-другому? Это как раз беда не только нашей, но и Вселенской Церкви. Про эту беду говорил еще Игнатий Брянчанинов двести лет назад: «Не осталось духоносных руководителей». Не осталось именно того, кто мог бы своим личным опытом и соответственно личным примером показать нам, что такое добродетельная жизнь и что такое жизнь без осуждения. Мы, конечно, что-то выбираем из житий святых, пытаемся учиться на этих примерах, но это сложно; это книжное знание, его трудно превращать в жизнь нашего сердца. Поэтому у нас один путь: мы должны внимательно смотреть за собой, ведь Господь сотворил нас все-таки хорошими. Дети рождаются несогрешившими, у них нет еще вот этих наших греховных привычек, и поэтому, чтобы почерпнуть пример чистого, безгрешного жития, можно посмотреть на детей. И в некотором смысле – на наше отношение к детям...

Ольга Баталова: – Пожалуй, сегодня, в основном на примере отношения родителей к детям, и в большей степени – матери (да и то далеко не всегда), мы можем увидеть, а потому и понять, как на самом деле проявляется настоящая любовь. Та любовь, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, все переносит. Только по отношению к родному, маленькому, еще очень беспомощному существу взрослые люди оказываются способны проявлять начатки такой любви.

Иерей Андрей Никольский: – Ребенок, даже самый маленький, совершает поступки, которые маме неприятны. Это даже не совсем точное слово – неприятны, они маме досаждают. Он может ухватить ее за ухо, да так, что чуть не оторвет, в неподходящий момент намочить пеленки, то есть повести себя так, как ей не хотелось бы. Но все прекрасно понимают, что нормальная человеческая реакция на это – улыбка и любовь. Нам будет удивительно, если какая-то мама разгневается на своего двухмесячного сына за то, что он не вовремя намочил пеленки; никакому нормальному человеку это не придет в голову. Так же естественно для нас вести себя по отношению к тому, кого мы любим, – он нам досадил, но мы этого не замечаем. Это не омрачает нашей радости от того, что мы просто видим, слышим этого человека, что он находится рядом с нами. Таким должен быть ориентир поведения с уже взрослыми людьми, досаждающими нам не только невольно, но иногда и вольно. Это их отношение к нам, а наше отношение все равно должно быть христианским.

О.Б.: – Что же это за отношение? Ответ на этот вопрос дает нам Сам Господь, и в ответе все наше отношение к ближнему сводится к тому, чтобы возлюбить этого самого ближнего, как самого себя. И Спаситель не говорит: «Как люди поступают с вами, так и вы поступайте с ними…» Нет! Он заповедует другое: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». И добавляет: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»...

Иерей Андрей Никольский: – Господь придал такое значение борьбе с осуждением по той причине, что оно противоположно любви. Эта противоположность означает, что осуждение – не какой-то внешний для нашего сердца грех, а глубинное отношение нашего сердца к миру. Оно столь же глубокое, как и та любовь, которая только и может привести нас в Царство Небесное. Нам очень трудно изменить это отношение: мы можем сдержаться, можем напрячься и не проявить осуждающее состояние нашего сердца, но задача как раз в том, чтобы научить наше сердце не судить.

О.Б.: – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… Об этом мы также узнаем из Нагорной проповеди. Но чтобы понять смысл этих слов, прежде нужно узнать – о каком сердце идет речь...

Сердце – это часть человеческой души, которая содержит в своей власти все внутренние чувства. И у человека, который не ведет борьбы со страстями и которому неведомо покаяние, сердце, по выражению святых отцов, становится «логовом змей» и «жилищем сатаны». Можно лишь догадываться, какие чувства живут в таком сердце. И потому, учит святитель Тихон Задонский, вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца! Исправленное и обновленное сердце уже не сумеет хранить в себе ни презрения, ни превозношения, ни осуждения. Но такой труд по изменению сердца, как, впрочем, и всякий другой, совершается не вдруг. Он выполняется шаг за шагом, через стяжание определенных навыков и умений...

Иерей Андрей Никольский: – Мы должны стараться помнить те моменты, которые наше сердце оказалось способным пережить без осуждения, и использовать это тогда, когда готовы осудить или даже уже осудили. Использовать для того, чтобы исправить наше сердце. Пусть апостериори, когда сердце уже осудило, но чтобы это осуждение не оставалось в нашем сердце! Мы, вспоминая отношение к нашим грудным детям или к людям, которых мы любим и которым прощаем все без всякого осуждения, сможем убрать из сердца хотя бы это «послевкусие» осуждения. Мы научим наше сердце жить без осуждения хотя бы тогда, когда осуждать никого не надо. Если мы сорвались и осудили, но потом заставили себя изгнать это осуждение, попросили у Бога прощения, Он очистит наше сердце от последствий осуждения, и некоторое время, до следующей неприятности, оно будет жить чистым. Этот навык чистого жития потихонечку будет в нас развиваться и укрепляться. Ведь когда мы учимся что-то делать – не важно что: вязать, ходить, плавать, – мы именно так и поступаем. Мы пытаемся совершать правильные движения, а они у нас не получаются. Но когда получаются, мы стараемся это запомнить и повторить. Вот так же надо пытаться делать и тому, кто хочет изменить себя. Ему надо запоминать, как вело себя сердце, когда ему удавалось не осудить, и пытаться сохранить это состояние для того, чтобы применить его в следующий раз. (Продолжение следует)

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс