Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – «Труды и болезни» – имеются в виду покаянные труды: борьба с грехами – это очень болезненный процесс, поскольку человек борется с собой, своей самостью, своими страстями, которые сроднились с нами. Поэтому труды и болезни – это исправление своей жизни и оплакивание своих грехов, исправление своих грехов, своего сердца, вот это и есть труды и болезни.
О. Б.: – ...нас ожидает супостат, который не легко уступит нам победу над собой...
Протоиерей Андрей Канев: – Мы говорили с вами о падших ангелах, о бесах, которые обязательно будут вставать на покаянном пути человека, и Господь будет попускать это делать для нашей опытности и для нашего исправления. Поэтому мы не должны убирать его со счетов. Это будет во многом проявляться: в каких-то нелогичных ситуациях, когда у человека ломается что-то неожиданно, он вдруг непонятно как-то заболел, что-то случается необъяснимое. Казалось бы, начал что-то хорошее делать, и вдруг появляются какие-то обстоятельства препятствующие этому.
О. Б.: – ...нас ожидает для противодействия нам живущий в нас грех. Живет он в уме, живет в сердце, живет в теле...
Протоиерей Андрей Канев: – ...то есть, приступая к покаянию и пытаясь выполнять заповеди, человек тогда только узнает себя. Вот когда страсти не затрагивают, когда человек им не противится, то ему обманно кажется, что он собой владеет. Есть такой фильм «Матрица», в нем показан человек, который считает, что живет полноценной жизнью, а на самом деле он находится в каком-то инкубаторе, его непонятно чем кормят, непонятные какие-то процессы происходят, и огромная машина питается энергией от него. Замечательный образ – нам кажется, что мы прекрасно функционируем в обществе, а в реальности у нас в сердце вот эта матрица находится, когда нас обманывают внутренние ощущения, а по-настоящему там – плен греху. И когда человек начинает бороться с этим грехом, то в ближайшее же время грех покажет свою силу. Но отчаиваться не надо, это путь правильный. Грех будет проявляться во всем – в уме – через помыслы, в сердце – через чувства, в теле – через капризы тела, через плотские страсти. Но мы не должны сдаваться. Это не означает, что Господь нас бросил. Кто приползет, падая и поднимаясь, тот и победитель. Это серьезный путь излечения. Когда мы начинаем лечить серьезную телесную болезнь, то по всем врачам начинаем ходить, в очередях сидеть, анализы какие-то сдавать, может быть даже болезненные, ждать хирурга или врача какого-нибудь. У нас есть цель – мы хотим быть здоровыми. И все на пути к этой цели: ожидания, анализы, лечение – законный процесс. Так же и духовное лечение через труды и болезни – тоже законный путь. И тут огорчаться не надо, это очень важный жизненный путь.
Святитель Игнатий напоминает нам: «Нужен усиленный подвиг, чтобы склонить гордый и слепой ум в послушание заповедям Христовым . Когда ум подчинится Христу – наступает новый подвиг: соглашение испорченного, упорного сердца с учением Христовым, покорение сердца Христову учению, которому оно враждебно. Наконец, если ум и сердце придут в состояние повиновения Христу, должно быть привлечено в него и брение, предназначенное для Неба, тело. Каждый шаг в невидимой борьбе нашей ознаменован подвигом, ознаменован страданием, окроплен потом усиленного насилия над собой. То побеждаем, то побеждаемся; то является надежда на расторжение плена, то снова видим, что цепи наши крепки, нисколько не ослаблены теми средствами, которыми мы думали ослабить их. Нас низлагают и немощь естественная, и немощь произволения, и омрачение разума, произведенное прежней греховной жизнью, и расстройство сердца, стяжавшего порочные навыки, и влечения тела, вкусившего наслаждений скотоподобных, заразившегося вожделением их; нас наветуют падшие духи, желая удержать в порабощении. Вот тот тесный и прискорбный путь, устланный тернием, по которому ведет грешника к примирению с Богом молитвенный плач перед Богом, споспешествуемый делами покаяния, делами смирения, исполнением евангельских заповедей, внушаемый страхом Божиим.»
Только через подвиг, и только при условии, что совершается он в страхе Божием. И никак иначе!
Протоиерей Андрей Канев: – Только такой путь. Если мы хотим собрать урожай, мы должны посадить семена и взращивать это растение. Процесс засеивания семян от Бога зависит, а взращивание – где-то от нас, может быть. Плоды – это любовь, а взращивание – это страх Божий.
И в заключение статьи святитель Игнатий пишет: «Божие приходит само по себе в то время, когда мы не ожидаем его и не надеемся получить его. Но чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь».
Протоиерей Андрей Канев: – Не надо нам ожидать, что мы, потрудившись годик или постом попостившись, обязательно будем иметь это впечатление Божией любви. Нам заповедано не ожидать сегодня, завтра или послезавтра, а терпеливо трудиться, трудиться, трудиться. А Господь когда нужно, тогда и даст. Когда мы будем готовы принять, понять и сохранить дар любви Божией.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.