Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (845) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Бог христианский – это Бог мира и порядка

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Бог христианский – это Бог мира и порядка

№44 (845) / 24 ноября ‘15

Исследуйте писания

Обратимся к 11-й главе I Послания апостола Павла к Коринфянам. Самое-самое начало:

«Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам».

Здесь уместно сказать несколько слов, предваряющих дальнейшее пространное рассуждение апостола Павла по несколько болезненному для современного человека вопросу. Поговорим немножко о Предании и о преданиях.

Важно знать, что устная проповедь первичнее, чем свидетельство записанное. Устное слово пронеслось раньше, чем появилась книга, – апостол Павел пришел раньше, чем те, к кому он пришел, могли прочитать Священное Писание. Но он пришел, не принеся им никакой книги. Он не принес им коробку с только что переписанными Евангелием от Матвея или всем корпусом Нового Завета, ведь их попросту не существовало.

Послания апостола Павла, во всяком случае, некоторые из них, написаны гораздо раньше Евангелия и написаны конкретным адресатам, в данном случае – коринфянам. Это были первые письменные свидетельства о вере Христовой. Послания апостола Павла, первые записи, доступные людям, переписывались от руки, передавались из церкви в церковь, особенно среди церквей, основанных апостолом Павлом, распространялись очень быстро, как мы видим на примере посланий его к Ефесянам или Колоссянам.

Буквально на наших глазах закладывается основание корпуса Нового Завета! Но когда апостол Павел пришел к коринфянам впервые (во время своего миссионерского путешествия) с устным свидетельством (ни на чем, кроме его собственного опыта, не основанным), ничего (кроме опыта апостола Павла, его свидетельства и отсылки к Ветхому Завету) больше не было.

Тем более удивительно, что дальше, в 11-й главе мы услышим потрясающие слова апостола Павла об установлении Тайной Вечери.

Все, что передает апостол Павел, он нигде не прочитал, не слышал: он не был непосредственным учеником Иисуса Христа, – не ходил с апостолами, не слышал что говорил Христос на горе Фавор или когда уходил в страны Тирские и Сидонские. Он не слышал Его Нагорной проповеди, не видел, что происходило на Галилейском море. Он ничего этого не слышал и не знал, и, тем не менее, именно он приходит свидетельствовать к огромному количеству язычников о вере Христовой, и свидетельство его приемлется.

Он постоянно апеллирует к тому, что действительно имеет печать апостольского служения, и к тому, что его слова подкрепляются и принимаются Божественной благодатью и Божественной правдой. Он постоянно получает удостоверение, что его слова истинны и его служение приемлется Богом.

И нигде, по крайней мере на страницах Книги Деяний святых апостолов, мы не видим, чтобы кто-то спросил: «А ты вообще кто? Какое право имеешь говорить? Ты ж с нами не ходил и ничего этого не слышал? Кто дал тебе право идти и проповедовать, если ты не был свидетелем земной жизни Иисуса Христа?», хотя и можем себе представить, что такие сомнения иногда возникали.

Но вот это и потрясает! На самом деле, свидетельства об историческом Христе, о реальном Христе, о жизни во Христе, о благодатной жизни в Церкви основано не на книжных записях, не на записях очевидцев – апостол Павел их не видел, этих записей, и он не был свидетелем, он сам не записывал за Христом, но он произносит удивительнейшие по силе слова свидетельства о Христе.

Это потому, что, на самом деле, Православие – это религия Предания, по преимуществу – Предания устного. Это, можно сказать, и не религия Писания вообще. Да, Священное Писание – один из основных элементов нашего церковного, вообще христианского учения. Постоянно мы видим ссылки на Священное Писание в догматических сочинениях, богословских сочинениях, аскетических сочинениях. Но не это первично. Оказывается, первично именно Предание, а не Писание, и само Писание православные принимают и понимают в контексте Предания. Не сама по себе Книга является ценной для православного христианина, а опыт толкования, опыт исследования этой Книги, опыт понимания и применения к жизни того, что написано в этой книге.

Он мог никогда не открыть эту Книгу, но где-то однажды православный христианин услышал, что Христос так сказал, он даже сам не читал, но услышал. И на этом слове услышанном он может построить всю свою жизнь, которая будет и христианской, и православной, и святой!

Только в Православной Церкви возможны такие эпизоды, как известный случай из патерика, когда на одном острове оказалось три отшельника, никогда в жизни не читавших Священного Писания, не знавших даже молитвы «Отче наш», тем не менее, стяжавших святость, молившихся: «Трое нас, Трое Вас – спасите нас!», зная, что Бог Троичен в Лицах, зная, что есть Отец, и Сын, и Дух Святой, во имя Которого каждый был крещен – не зная больше ровным счетом ничего, они стяжали благодать Святого Духа и жили свято, чем весьма удивили епископа, который к ним попал на остров, и подтвердили свою жизнь в Боге тем, что ходили по водам.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс