Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«В мире – пишет св. прав. Иоанн Кронштадский, – непрестанно действует нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро – миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон Неизменяемого, Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога. Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукой»...
А прп. Нектарий Оптинский рассказал о действии духовного закона в своей жизни через весьма показательный случай. В детстве у него был котенок, с которым он любил играть. И однажды он обратил внимание на то, какие удивительные у котика глазки – как бусинки! Мальчик пытался потрогать эти бусинки, котенок жмурился, и вдруг Коле пришла в голову мысль, что если он возьмет мамину булавку и воткнет ее в эту бусинку, то сможет узнать, какая она, эта бусинка есть. Когда мальчик уже намерился это сделать, в комнату вошла мама, и поняв, что происходит, в страхе воскликнула: «Сохрани тебя Бог!» Мальчик испугался, задуманного не сделал, беды не случилось – котенок остался цел и невредим, ребенок в сторону иголок и булавок смотреть боится. Казалось бы, о чем еще говорить?
Но о. Нектарий историю эту рассказал не просто так, а потому, что много лет спустя у нее случилось продолжение. Старцу чуть не выколол глаз один из насельников обители, когда тот пошел за водой! Там у бочки черпал воду старый монах – черпаком, у которого была безобразная длинная рукоятка, да еще с острым расщепленным концом. И только о. Нектарий, глядя на нее, поду-мал, что ею можно ненароком и в глаз угодить кому-нибудь, как монах резко взмахнул этой рукоятью и двинул ее аккурат в глаз батюшке. Он едва успел отшатнуться. Еще бы на волосок, вспоминал о. Нектарий, и быть бы мне с проткнутым глазом... А невольный виновник обернулся и, ничего не подозревая, подошел к нему под благословение... И о. Нектарию стало на сердце так легко и радостно, что не передать! А когда позже он сидел в келье и пил чай, то вдруг вспомнил тот случай с котенком, иголкой и восклицанием матери: «Боже тебя сохрани!» Тогда эти слова сохранили глаз котенку, а много лет спустя и самому сыну. «После того случая, – завершил свою повесть старец, – рукоятку у черпака укоротили, хотя я никому и не жаловался. Видно все это должно было случиться, чтобы напомнить мне – как все в жизни нашей от колыбели и до могилы находится у Бога на самом строгом отчете».
Таковы законы духовной жизни! И кто о них не знает, тот сам слеп и может вольно или невольно делать слепцами других. И один из таких законов сформулировал в своей статье и свт. Игнатий: желающий приступать к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это как раз та самая потуга, та самая идея, цель, с которой мы, новоначальные христиане, приходим в Церковь: Богу служить сразу же, делами какими-то, заботами какими-то. А святитель Игнатий нас направляет, что Богу-то служить надо тоже правильно: можно думать, что ты Богу служишь, а на самом деле тщеславие свое только тешишь. Сколько таких историй! А оказывается правильное служение Богу должно быть построено на страхе Божием. Смотрите, как интересно: не на моей креативности, а на страхе Божием.
Что есть «страх Божий», современному человеку объяснить трудно по многим причинам. Одна из них – помраченность человека страстями, другая – отсутствие у него правильных понятий о Боге. А когда этого нет, человек страшится того, на что бы верующий даже внимания обращать не стал, и напротив, Бога не боится… Увы, нет сегодня в обществе нравственного страха, а потому говорить с людьми о страхе Божием – бесполезно.
Протоиерей Андрей Канев: – Если бы у человека был нравственный страх, допустим, нарушить закон или он боится нарушить душевный мир другого человека, такому человеку нарушить мир с Богом тоже страшно было бы. А когда человеку все равно, общество откатилось еще на несколько ступенек назад. Неизвестно вообще, куда идет вся история, но такому человеку понять, что такое страх Божий, я не знаю, что нужно! Какие потрясения нужны такому человеку, чтобы он пришел в себя? Войны нужны, смерти, эпидемии, болезни? Мы думаем: а с чего Бог есть Любовь нам все это посылает? Да потому что по-другому нас не протрясти, мы толстокожие становимся. Чтобы панцирь нам немножко расколоть, Господь и посылает все эти сложности.
«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – кто не знает этих слов пророка Давида, но все ли знают, что значит сокрушенное сердце? Это сердце, которое уже не может гордиться, возноситься, осуждать ближних, а может лишь плакать, воздыхать, ощущать свою полную немощь, неспособность ни к чему благому.
Господь по любви Своей помогает нам приходить в такое сокрушение через самые разные обстоятельства жизни – большей частью скорбные, неприятные, нередко связанные с потерями. Ибо в это заложен тайный нравственный смысл – убедить нас в нашей собственной беспомощности. Лишь пребывая в таком состоянии, мы способны восплакать о себе и всецело вверить себя Божию Промыслу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.