Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Свт. Игнатий говорит, что Божие приходит само по себе в то время, когда мы не ожидаем его и не надеемся его получить. Но чтобы Господь благоволил к нам, мы должны очищать себя покаянием, ибо в нем совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин поначалу в страх Божий, а потом уже в Божественную любовь, учит святитель, и в статье, посвященной этим духовным понятиям, он постоянно ссылается на опыт Церкви – на Священное Писание, творения святых отцов и даже своих современников – подвижников благочестия, которые точно познали, что есть страх Божий, а что – Его Святая любовь.
Как познали они, каким образом происходит эта перемена в сердце, когда совершается этот непостижимый переход от страха к любви? Свт. Игнатий приводит в статье цитату из письма одного такого подвижника, и предваряет ее следующими сведениями: «Автор письма – наш современник и соотечественник, украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства». Цитата обширная, и суть ее сводится к тому, что сам затворник говорит о любви Божией и о том, как именно он смог познать эту самую любовь… Прежде он 6 лет провел в уединении и молитве и пришел в совершенное сокрушение. Ему казалось, что он пропал для спасения. Едва дыша, в великом изнеможении, затворник непрестанно повторял в сердце своем: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И вдруг...
«В одно мгновение вся немощь отпала, и огонь чистой любви коснулся моего сердца: я весь исполнился силы, чувств, приятности и радости неизъяснимой; я до такой степени был восхищен, что уже желал, чтобы меня мучили, терзали, ругались надо мною; желал этого, чтобы удержать в себе сладкий огонь любви ко всем. Он столько силен и сладок, что нет ни горести, ни оскорбления, которого бы он не претворил в сладость. Чем более подкладывают дров в огонь, тем огонь сильные: так же действуют на нас скорби и горести, наносимые человеками. Чем более нападений, тем более сердце разгорается святой любовью. И какая свобода, какой свет! Нет слов к изъяснению!»
А теперь зададимся вопросом: интересно, кто из сегодняшних защитников любви Божией и противников страха Божия, (а их на православных форумах и не только – хоть пруд пруди), кто из них вот так годами сокрушал свою плоть, свое сердце? Кто удерживал уста в молчании и жил в уединении, без интернета, телевидения и прочего? Кто соблюдал не только в среду и пятницу, а круглогодично строгий пост? Кто, по сути, заживо похоронил себя для мира, чтобы сподобиться от Бога этой великой награды – любви? Если слово не проверено делами, как говорит прп. Симеон Новый Богослов, если оно праздное – за него придется отвечать перед Богом, и такой человек будет осужден!
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Нам нельзя фантазировать! Человек, который приходит в храм, должен быть к себе подозрителен, к своему сердцу, к каким-то своим эмоциям, с хорошей точки зрения: не доверять себе, проверять себя.
Очень много ошибок происходит от того, что человек начинает доверять своим чувствам. Имел человек в своей жизни до прихода в храм, допустим, оккультный опыт, медитаций, гаданий и др. Понятно, что это повреждение, и человек, приходя в храм… вот я недавно услышал такое рассуждение, когда человек с круглыми глазами, немножко в неадекватном состоянии, подхихикивая, рассказывал, что после Причастия он «получил такую благодать»… У него был опыт наркоманской жизни – ему, что героин, что Причастие.
Понимаете, это же страшно! Это его опыт. Понятно, что он негативный, плохой, неправильный – явно в осуждение причастился. Но он-то пока уверен, что все хорошо, слова критики-то не слышит. А если бы он пришел и сказал: со мной такая трагедия произошла, что-то со мной происходит, разберитесь. Но, к сожалению, когда какие-то элементы прельщенности начинаются и гордости, то человек уже другим не доверяет, ему даже не помочь никак...
Чтобы такого не получилось, мы должны к своим чувствам быть крайне внимательны, им не доверять: подделки – особенно эмоциональные подделки, особенно у женщин – очень легко могут быть, когда душевность начинает восприниматься как духовное переживание. Это только еще пока душевность, это тот самый нечистый огонь, о котором святитель Игнатий говорил; горит пока, но ты не думай, что это священный огонь. Надо эти угли тушить потихоньку, и потихоньку весь огонь затухнет, и только на его месте появится настоящий святой огонь святого чувства любви к Богу. Так же и мы: мы еще пока новоначальные, надо трезво это оценивать и не должны мы себе сочинять чувства – страсти же хитрые, они могут рождать разные эмоции, разные впечатления, особенно тщеславие: одухотворенность какую-то, возвышенность, радость, человек летает, как он говорит, «на крыльях».
А плоды какие? Ты пролетал пять минут, а потом поползал несколько недель. Святитель Игнатий учится у жителей пустынь – нас это никак не должно смущать. Его книги и труды написаны для нас всех. Путь-то один и тот же – да, у монахов путь немножко другой, в связи с обстановкой, в которой они живут, с жизнью, которой они живут, но путь-то ведь тот: мы же не должны говорить, что правила дорожного движения для таксистов, водителей военных машин и для автолюбителей разные – одни и те же правила… Одни на танке едут, другие на еле-еле дышащем «запорожце», а путь-то ведь один и тот же. То, что это написано для монахов, не означает, что мы с вами, люди, живущие в миру, не должны читать или не должны ориентироваться на этот опыт. Должны. Это правила духовного дорожного движения для всех обязательные.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.