Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (841) → Убиты за веру

Убиты за веру

№40 (841) / 27 октября ‘15

Память

Продолжение. Начало в №38 (839) – №39 (840)

Второе убийство священнослужителя в Шадринском уезде произошло в селе Верхне-Ярском. Священник Иоанн Будрин пострадал 21 июня (4 июля).

В январе 1918 года, когда власть в Шадринском уезде перешла в руки большевиков, стали процветать грабежи и разбои. В уезде то и дело вспыхивали антибольшевистские восстания, которые подавлялись карательными отрядами.

16 (29) июня при наступлении чехословаков совместно с русскими белогвардейскими частями на Шадринск красные город оставили. Они отступили в район станции и села Далматово и начали укрепляться. Общее командование красными войсками в районе Далматово было поручено матросу Тимофею Анчугову, так как командир 4-го Уральского полка во время оставления Шадринска бежал к белым.

Верхне-Ярское село располагалось в 4 км от железной дороги на пути от Далматова в Катайск. Через него проходили отступавшие из Шадринска отряды Красной армии. Бойцы одного из них и убили местного священника.

Церковные газеты характеризуют верхне-ярского священника как пастыря мужественного и безбоязненного, смело обличавшего большевиков. Узнать некоторые факты из жизни священнослужителя и представить его нравственный облик позволила работа по исследованию его жизнеописания: в 1902 году отец Иоанн потерял супругу, оставшись с пятью дочерями. Строгая жизнь священника, его бескомпромиссность в выражении своего мнения во время революционных событий привели к жестокой расправе со стороны советской власти.

Из воспоминаний старожил и сохранившихся документов ясно, что над священником издевались, «шибко галилися», выдергивали волосы из бороды и головы.

Н. А. Харлова, директор СДК с. В. Яр, рассказывает: «По рассказам местного краеведа Антропова Федора Васильевича, 1926 года рождения, местного священника (он называл и имя его, только уже забыли) увели далеко за село в какие-то канавы, заросли ивняка, чтобы никто не видел, где над ним всячески издевались, били его, ругали, оскорбляли как священника, и лишь потом местные жители, видевшие, как его увезли, пошли его искать и нашли забитого насмерть. Похоронили его в селе близ оградки храма. На встречах, празднованиях, когда собирались сельчане, он часто укорял сельчан за то, что на том месте, где находится могила священника, поставлен туалет. Место это известно».

После падения Шадринска в уезде активизируется антибольшевистское движение. Самыми крупными нужно признать два восстания, охватившие село Тамакульское на Шадринско-Камышловском тракте. Во время первого восстания повстанцам удалось удерживать власть с 1 по 6 июля (н. ст.). На подавление восстания выступил камышловский карательный отряд. Утром 6 июля (н. ст.) карательный отряд подошел к маленькому селу Алексеевскому (Падеринскому), где располагался один из заградительных отрядов повстанцев, охранявший рубежи восставшей волости. Красные сломили оборону и вошли в село. Захваченный в селе священник иерей Василий Милицын был отправлен в Камышлов, в расположение уездного Камышловского ЧК. 7 июля Тамакул был взят. В тот же день красноармейцы убили в Тамакульском 12 человек, среди которых была и священническая дочь Ольга Яковлевна Плотникова, девица 54 лет.

Оба тамакульские священника при этом не пострадали и не уходили с приходов. Это не подтверждает историю, приводимую в воспоминаниях председателя Тамакульского волисполкома Обоскалова, что задержанным коммунистам восставшие предлагали отречься от советской власти и покаяться в присутствии священника перед сельским миром. Если такая история имела бы место, то священников убили бы в первую очередь, но их не тронули.

25 июня (8 июля) 56-летний священник села Падеринского (Алексеевского) Василий Милицын был убит в Камышлове. Тело его было захоронено, по всей видимости, в Камышлове, так как записей о его смерти в метрических книгах Педеринской церкви не обнаружено.

Следующим подвергшимся репрессиям в Зауралье, после священников Мокроусова, Архангельского, Будрина, Милицына и Успенского, стал убитый в селе Корюковском иерей Алексий Меркурьев. Согласно метрическим книгам Корюковской церкви, последняя служба отца Алексия была совершена 26 июня (8 июля) 1918 года – Крещение младенца Анны (Даниловны) Неугодниковой. В графе «кто совершал таинство» имя иерея Алексия написано не так аккуратно, как обычно, – тушь размыта, заметно, что делавший эту запись диакон очень волновался. На следующий день, 27 июня, таинство Крещения совершал уже другой, «входящий» священник Аркадий Бирюков. Следы отца Алексия теряются. В графе «умершие» его фамилия не значится. По всей видимости, 27 июня (9 июля) он и был убит.

Исполнителями убийства священника стали бойцы одного из отрядов, направлявшихся в сторону Катайска и остановившихся в Корюковском. Вот что сообщала следственная комиссия белых начальнику милиции Камышловского уезда: «По имеющимся у нас сведениям в июле месяце <…> в селе Корюковском в период временного пребывания там большевиков на глазах прихожан, дочери и сына был расстрелян священник о. Алексей Меркурьев, который был впоследствии предан земле у Катайской Богоявленской церкви».

Следующее убийство священника произошло на станции Поклевской (ныне поселок Троицкий Талицкого района). 21–24 июля на этой станции располагался штаб 5-го Уральского стрелкового полка под командованием В.Д. Жукова. Полк этот 20 июля отступил из взятой белыми Тюмени и 25 июля прибыл в Камышлов. В Поклевском происходило доукомплектование полка. Известно, что Жуков и один из батальонов его полка неоднократно подавляли восстания в Камышловском уезде.

8 (21) июля ими был взят священник села Уецкого Константин Лебедев. После службы в храме, на день Казанской иконы Божией Матери, в праздник, всегда собиравший множество людей, к священнику явились красноармейцы с требованием поехать с ними в штаб на станцию Поклевскую. По воспоминаниям старожилов, священника посадили на телегу, матушка и дети плакали. Он сказал: «Не плачьте, я вернусь», а красноармеец тыкнул его «ружем». Согласно рассказам старожилов села, записанным краеведом Т.П. Долгушиной, никто не помнит, чтобы священника похоронили в селе. Возможно, он был погребен на станции Поклевской.

Священника перевезли в штаб полка, который находился невдалеке от железной дороги. Вблизи штаба стояло здание пожарной охраны, в сторожке которого и заперли священника. Ночью на 9 (22) июля в сторожку пришли красноармейцы. Ночной сторож был свидетелем мучений священника. Он слышал, как о. Константин просил поскорее убить его, а не мучить. При осмотре тела были обнаружены многочисленные увечья: лицо обезображено, борода вырвана, кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на кистях рук перерезаны.

Впервые сведения о его убийстве опубликованы в августовском № 15 газеты «Известия Екатеринбургской Церкви».

А.В. Печерин,
г. Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс