Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (837) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Скиния Божия – это сердце человеческое

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Скиния Божия – это сердце человеческое

№36 (837) / 22 сентября ‘15

Читаем Ветхий Завет

Сегодня наша беседа будет посвящена Книге пророка Амоса. В ней всего 9 глав, но по содержанию книга очень насыщенная, напряженно насыщенная. Это практически одно непрерывное свидетельство о наказании, о гневе Божием. Размышлять по поводу этой книги чрезвычайно сложно, потому что слишком велик соблазн впасть в ложно пророческий, обличительный тон. Начнем с двух фрагментов. 5-я глава (7-й-15-й стихи): «О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему!

Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость. А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов».

И еще один фрагмент (глава 6-я): «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии народа!... вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» Вот Я, говорит Господь Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне».

Вот такими обличительными словами наполнена вся небольшая Книга пророка Амоса. Важно понимать, что в принципе тема Книги та же, что и у пророка Ионы: наказание близко, Господь накажет, пророк пророчествует, но наказания можно избежать. Оно жестоко, оно справедливо, но оно отвратимо. Отвратить наказание, гнев Божий можно только если покаяться.

В данном случае пророк Амос не очень много на эту тему говорит, это общий дух, общий контекст Священного Писания, что любое пророчество, самое жестокое, может быть отвращено. И всегда пророки указывают не только, что вам будет то-то, то-то и то-то, а говорит, что надо сделать, чтобы это пророчество не сбылось. Покайтесь!

В данном случае пророк Амос говорит: научитесь делать правду, защитите бедного человека. Пророк Амос пророчествует такие жестокие вещи своим современникам, он пророчествует в Израильском царстве. О нем узнали, его услышали и пытаются заставить его замолчать. Вот почему он говорит: вы не хотите слышать обличений, потому что обличающий говорит, что вы живете неправедно, что надо жить иначе, а вы иначе жить не хотите. Вместо того, чтобы измениться и исправиться, вы хотите закрыть рот обличающему.

Но пророк Амос специально избран Богом именно для такого свидетельства. Поэтому, когда к нему пришли посланные от царя и сказали: не говори этого больше, не надо так пророчествовать, он отвечает с достоинством: а я кто такой? Разве я пророк? Разве я учился в пророческих школах? Разве я где-то начитался книг, чтобы так говорить? Я простой пастух. Но Бог сказал мне: иди, говори, и я не могу не говорить. Если Господь изрек слово, кто посмеет не пророчествовать? Может ли кто-то сопротивляться призыву Божиему? Я не могу. Вы можете со мной сделать все, что хотите, но я не могу замолчать, это выше моих сил. И этим он косвенно прообразует собой, собственно говоря, апостольское свидетельство, иногда – даже конкретные слова апостола.

Ведь апостолы тоже простые рыбаки, они нигде не учились, за редким исключением. Но когда их призвал Бог и дал им благодать Свою, они пророчествуют и остановиться в этом пророчестве не могут. Когда Синедрион пытается их остановить, он не может, даже узы не могут удержать апостолов. И апостолы, когда им запрещают говорить, отвечают, что не могут перестать. Они видели, совсем немного дней, чуть больше пятидесяти, прошло с того времени как распяли Иисуса Христа, и синедрион их вызывает на суд и говорит: «Замолчите!». А они говорят: «Мы не можем замолчать!». И действительно не могут. Синедрион замолчал – а они не могут.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс