Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (836) → Протоиерей Андрей Канев: Постоянство в подвиге очищения

Протоиерей Андрей Канев: Постоянство в подвиге очищения

№35 (836) / 15 сентября ‘15

Уроки Православия

Мы говорим о страхе Божием и о любви Божией, а еще о взаимосвязи и взаимозависимости этих чувств. Ведь они не просто не могут существовать отдельно друг от друга – они могут развиваться правильно, а точнее спасительно, лишь в строго определенной последовательности: сначала страх, потом любовь.

Но некоторым людям этот порядок не нравится, они хотели бы его переиначить – так, чтобы страха Божия не было вообще, зато любовь Божия была бы всегда, во всем и всем без отказа. Вот как об этом заблуждении в статье «Ласкатели слуха» пишет Людмила Селенская. Представьте себе ситуацию: что бы ребенок ни натворил, мама за все гладит его по голове. Чашку разбил – ничего страшного, конфеты съел до обеда – молодец, двойку получил – с кем не бывает. Дальше – больше. Человек толстеет, потому что не знает ограничений в еде. Оказывается под машиной потому, что не привык соблюдать правила дорожного движения. Да и вообще не привык соблюдать никакие правила. И возникает вопрос: а была ли доброй его мама? Но нам сегодня пытаются подсунуть идею «добренького Бога». А вот другой пример. Девочка-подросток каталась на велосипеде, у него внезапно отказали тормоза, а впереди обрыв. Гибель была неминуема, если бы не друг семьи. Он резко сбросил девочку с велосипеда. Она, конечно, расшиблась, но осталась жива, – и ее физическое спасение было болезненным.

Но нам почему-то иногда пытаются внушить идею легкого, безболезненного, приятного во всех отношениях духовного спасения, которое начинается сразу с любви, без строгости. Нет, путь к Богу начинается иначе. Как? Об этом мы и узнаем из статьи свт. Игнатия (Брянчанинова) «О страхе Божием и о любви Божией».

Из этой статьи мы уже узнали следующее: некоторые люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель и что она есть Бог, сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство. Такой любовью они начинают растворять молитвы, богомыслие и все свои действия.

Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы – она Ему не угодна. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостью и сладострастием, а чистую, духовную, святую. И тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека.

Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара.

Свт. Игнатий пишет: «О том, что есть святая любовь, мы должны узнавать у апостолов и святых отцов!» и далее приводит в своей статье множество цитат из апостольских посланий и творений прп. Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и делает такой вывод: тот, кто не соделался храмом Святого Духа – тот пусть не льстит себе и не обманывает себя: такой человек не может быть обителью любви, он чужд ее...

И зная, как трудно бывает греховному сердцу человеческому согласиться с этим, святитель Игнатий тем не менее пишет, что даже после святого Крещения благодатное состояние возрождения и обновления христианина нуждается в постоянной поддержке. И происходит это поддержание жительством человека по Евангельским заповедям. А тот, кто не поддерживает дарованных в Крещении приобретений, утрачивает их: такой человек снова умерщвляет себя жизнью по плоти, жизнью для греха, для земных наслаждений и приобретений. И тогда благодать Крещения остается без действия, как светлое солнце, закрытое тучами, как драгоценный талант, закопанный в землю.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Я думаю, если человек честно к себе отнесется, посмотрит на себя – не перед камерой, не перед журналистами, а сам на себя, – то он не будет говорить, что он особо освященный человек: наши грехи же показывают.

Да, мы освящены в Крещении, да, нам в Миропомазании даны дары Святого Духа, но давайте-ка вспомним, в каком образе они даны? Они даны только в виде начатков, семян, и от тебя зависит, будешь ты развивать или нет. Можно покреститься и забыть о Церкви. И что, ты освященный человек? Или покреститься и пойти снова совершать смертные грехи. И что, ты освященный человек? Но правда жизни другая – можно фантазировать и эмоционально нападать на святых отцов и на законы духовные, которые они пишут, но правда-то в другом. Да, можно кричать о любви (кстати, это и происходит больше всего у молодежи – она приходит в Церковь и требует. У нас несколько было таких историй, когда молодые люди брали труды о покаянии и начинали даже письма какие-то писать критические, приводить аргументы, что надо использовать не святителя Игнатия, а современных авторов, пишущих о любви. А берешь этих писателей – и там, кроме разглагольствований общих, ничего нет, жизни там нет, опыта нет. Такое ощущение, что это ангелы написали: любовь да любовь… ) А что за любовь? В чем она?

Человек начинает охать, ахать: «Почему покаяние не такое, как хотелось бы, неуютное? О любви надо говорить…», – а жизнь показывает другое, и у человека беды, грехи такие, что их надо исправлять, надо за голову хвататься, надо испугаться за себя, в каком я состоянии нахожусь?

Лукавому выгодно нас умаслить тем, что «ты только о любви говори, она тебе нужна, а покаяние зачем? Это для стариков и для монахов». А покаяние для молодых как раз и важно. Ведь если молодой человек правильно выстроит свою жизнь, свои понятия, его жизнь будет другая – не только жизнь после смерти, земная жизнь будет другая: что будет с человеком, который не наделает каких-то грубых ошибок? Понятно, что у него другая будет жизнь, другой жизненный опыт.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс