Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (836) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Свидетельство о пользе поста

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Свидетельство о пользе поста

№35 (836) / 15 сентября ‘15

Читаем Ветхий Завет

Все образы – метафизические, показывают инфернальную сгущенность. Иона как бы духом погружается в ад, насколько это возможно, и, вдохновляемый благодатью Святого Духа, свидетельствует о том, о чем в принципе человек знать не должен: о переживаниях, которые мог испытать, должен будет испытать Сын человеческий Иисус Христос, спускаясь в преисподнюю земли.

Это образ настолько яркий, что он стал предметом и литургической практики, и иконографической традиции. С тех пор именно по этой причине на древних иконах ад изображается в виде кита, в виде большой рыбы, которая раскрывает свою пасть, и туда уходят те грешники, которые должны туда уйти. В литургической традиции это богослужения, особенно богослужения Страстной седмицы, богослужения Пасхальные, которые говорят о том, что ад изблевал своих мертвецов. И тоже поэтически, образно ад изображается в виде большой рыбы, которая чувствует, думает, дышит, говорит, совершает какие-то действия.

Именно образ, явленный пророком Ионой, очень глубоко укоренился в литургической, иконографической традиции, ведь он очень яркий. Люди часто недоумевают, откуда такие, как нам кажется, языческие традиции, а это не языческие традиции – просто взят образ Священного Писания, поскольку никто не знает, как выглядит ад на самом деле. Данте, например, берет описание языческих авторов и «восстанавливает» свое схождение в ад именно по языческим авторам. А Православие свидетельствует: никто не знает и не может знать, что было там, оттуда никто никогда не возвращался. Максимум, на что пошла церковная традиция, – узаконила, воцерковила свидетельство о мытарствах Феодоры. Но это именно мытарства, а не то, что реально представляет собой рай или что реально представляет собой ад. Человеку не дано знать это, дано только в образах и символах. Образ, явленный пророком Ионой, – один из вполне приемлемых образов, который стал частью традиции.

И второе важнейшее свидетельство – это, конечно же, свидетельство о пользе поста. Мы не знаем, по какой причине, но Господь засвидетельствовал, что именно через сорок дней город должен быть разрушен. Жители начали поститься. Предполагается, этого не сказано в книге, но по мысли авторской, то есть насколько можем проникнуть в свидетельство Святого Духа и по толкованию Ефрема Сирина, это как раз и продолжается 40 дней. То есть 40 дней действительно люди пребывают в посте, и можно понимать, что это такое было. Можно понимать, что это было не просто какое-то случайное действие. Город действительно воспринял свидетельство пророка Ионы и действительно явил плоды. Важно количество – 40 дней. Фактически, Господь их призывает поститься 40 дней чтобы умолить Бога.

Это не первое такое свидетельство. Мы знаем о посте Моисея, который продолжался тоже 40 дней. Почему 40? Конечно, это все толкования, почему именно 40 дней Он определил в пост. 40 дней постится Моисей, 40 дней постятся жители города Ниневии, и они бывают услышаны. Так что Великий пост совершенно не случайно длится 40 дней. Хотя все мы должны понимать, что так, как мы сейчас постимся в Великий пост, – это, скорее, только некоторое пожелание того, чем должен быть настоящий пост, ведь в древности люди воздерживались от пищи вовсе. Не от скоромного, они просто не ели. И это сокрушало тело очень сильно, сокрушало то, что называют святые отцы «седалищем страстей». Вспомним, что и Христос постился в пустыне 40 дней.

Понятно, что все это описание являет крайнюю степень милосердия Божия. Господь милосердно относится к Ионе, Он его не наказывает, Он обращается с ним, как с учеником немножко раздражительным, очень трепетно воспитывает и учит его милосердию, тому, что «милости хочу, а не жертвы». Важно понимать, что даже страшное определение, изреченное через пророка, может быть отменено, если люди захотят умолить Бога о милосердии. Он хочет быть умоленным, – лишь бы мы это милосердие взыскали.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс