Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (836) → Игумен Нектарий: Нужно мыслить очень реально

Игумен Нектарий: Нужно мыслить очень реально

№35 (836) / 15 сентября ‘15

Взгляд

Вопрос по поводу того, что нужно жить, как читаешь. Бывает, что человек настолько эмоционально воспринимает то, что читает, что он хочет всем сердцем, всей душой это исполнить. Он берется за что-то, решается измениться, что-то предпринять. А ему говорят: «Ну, что ты, это очень сложно, ты не сможешь!» Близкие и духовник говорят: «Нет, ты подумай, это очень тяжело». И человек начинает размышлять: «Да, я не смогу». И от этого начинается уныние, от этого перестаешь читать. Думаешь: что я читаю? Я же ничего из этого не могу...

Так как же выбрать то, что ты действительно можешь, и не огорчаться от того, что ты не можешь? Как понять, где нужно слушать советы окружающих, а где больше доверять себе и в чем-то рисковать? Что вы в этом случае посоветуете? Вот, например, отец Иоаким (Парр) пишет, что наша вера крайне радикальна: если мы радикально не меняем себя, не предпринимаем эти поступки, то значит, мы не живем христианской жизнью...

– Вы здесь привели такое слово, как «риск», «рисковать». Я думаю, что риск в этой области будет присутствовать всегда. Объясню почему.

Возвращаясь к вопросу о христианской приходской общине, надо сказать, что зачастую именно отсутствие правильно устроенной приходской общинной жизни такого рода недоумение и порождает.

Представьте себе: вы пришли в храм, где есть сложившаяся хорошая крепкая приходская община, которая состоит из людей, которые на первое место в своей жизни ставят угождение Богу. И вы приходите со своим эмоциональным восприятием в эту общину и видите вокруг себя людей, которые живут именно так, как вы хотели бы жить. Тогда и вопрос – можно так жить или нельзя – сам собой отпадает.

Теперь представьте, что вы пришли в храм, где вас окружают люди, которые пытались жить так, как вы хотели бы, но у них не получилось, и они пришли к выводу, что так жить невозможно. Они будут говорить вам, что то, что вы пытаетесь сделать, невозможно и нереализуемо.

И понять, правы они или нет, вы сможете, к сожалению, только пройдя путем делания. Делания вещей, часть из которых окажутся правильными, а часть – нет. Преподобный Авва Дорофей говорит, как человек приобретает ту или иную добродетель. Он пробует, делает, ошибается, снова пробует, снова ошибается. Как человек учится какому-нибудь ремеслу: делает, портит, исправляет, снова делает, снова портит, снова исправляет, пока не понимает наконец, как сделать, как поступать правильно. То есть тут все зависит от произволения человека.

Безусловно, прислушиваться к людям, вас окружающим, нужно. Нельзя отвергать их опыт. В первую очередь нужно прислушиваться к мнению вашего духовника, потому что, если вы его избрали и к нему пришли, значит, присутствует доверие, значит, какую-то пользу от его советов вы получаете, и игнорировать его советы никоим образом невозможно. Но в то же время не редкость, когда человек приходит в храм и не находит единомыслия с теми людьми, которые его окружают, даже со священником, у которого он исповедуется. Так, к сожалению, бывает.

Преподобный Макарий Оптинский пишет в одном письме о том, какой с его точки зрения путь проходит ревностный человек, пришедший в монастырь. Он пишет о своем времени, пишет о той Оптиной пустыни, которую сейчас мы воспринимаем как некий идеал построения монашеской общины. Он говорит, что приходит человек ревностный, видит вокруг себя братию, живущую жизнью расслабленной. И чаще всего происходит одно из двух: либо он начинает жить жизнью такой же расслабленной, понимая, что это всеобщий удел, либо он их осуждает за то, что они такой жизнью живут. Спустя какое-то время Господь за эти постоянные осуждения его оставляет, дает ему возможность познать свою немощь, и этот человек заживает такой же расслабленной жизнью. А людей, которые проходят посередине, царским путем, оказываются единицы.

Но даже тех, кто проходит царским путем, не может миновать риск ошибиться. В этой жизни человек обязательно будет и падать, и вставать, и набьет какие-то шишки и синяки. Но если произволение останется добрым, то человек в конечном итоге найдет правильный путь.

Безусловно, первое, чего нужно держаться, – это смирение. Ни в коем случае никого ни за что не осуждать.

А еще надо руководствоваться тем советом, который преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк дают авве Дорофею, который спрашивает, как ему проходить совершенно неизвестное послушание. Они говорят, что перед тем, как что-нибудь делать, надо обязательно помолиться Богу. Тогда либо Господь вразумит тебя, как поступить, либо, даже если ты ошибешься, эта ошибка не будет носить для тебя какого-то трагического характера, потому что ты хотел исполнить волю Божию и к Богу обращался. И даже если Господь попустил тебе ошибиться, это тоже пойдет тебе на пользу.

Как еще на этом царском пути удержаться?

Ничего не нужно делать со страстью. В том числе не нужно пытаться со страстью исполнять сильные добродетели, потому что если добродетель совершается со страстью, она уже добродетелью быть не может. Должна присутствовать какая-то тихость и ровность сердца. Это не дается сразу, это приходит со временем.

И во всем, что мы делаем, должен присутствовать принцип: идти от простого к сложному. Однажды святителя Игнатия (Брянчанинова) спросили о том, как нужно каяться. Он говорит: «Представь себе дом, который весь завален строительным мусором. Какой смысл убирать оттуда соринки-пылинки? Сначала вынеси этот мусор. Вынеси все, что там есть, а потом уже выметай, вычищай, что там осталось».

То же самое касается нашей христианской жизни. С одной стороны, в ней надо быть идеалистами и максималистами, но все же, как мне кажется, не радикалами. А с другой стороны, нужно мыслить очень реально. Здравый смысл в нашей жизни должен присутствовать.

Есть замечательная книга Торнтона Уайлдера под названием «Мой путь к небесам», которая очень сильно перекликается с тем, о чем вы говорите. В ней рассказывается о молодом человеке, выпускнике то ли баптистского, то ли методистского колледжа, о его понимании христианства, о том, как он пытается его в своей жизни воплотить. Зачастую это носит смешной, иногда сильно преувеличенный характер, но в ней присутствует и рациональное зерно. Я думаю, что любому человеку, который только-только начинает свой путь к Богу и является тем, кого сейчас называют неофитом, стоит эту книгу прочесть. Там показано, как человек, буквально и не всегда правильно понимая Евангелие, пытается его в своей жизни исполнить, к каким трагикомическим ситуациям это порой приводит. В этом человеке можно узнать отчасти самого себя, над чем-то в себе самом посмеяться, чему-то улыбнуться и начать более трезво относиться к каким-то своим порывам.

«Православие.Ru»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс