Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (832) → Что происходит во время Крещения?

Что происходит во время Крещения?

№31 (832) / 18 августа ‘15

Таинства церковные

В этой теме:

Таинства церковные
О сути таинства Крещения
Таинства церковные
«Исповедую едино Крещение во оставление грехов»

ВЫБОР ТРУДНОГО, НО БЛАГОДАТНОГО ПУТИ

Из всех таинств Крещение является самым необходимым. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещеного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). Но и здесь, на земле, некрещенный человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в других таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни, ни после смерти, его нельзя отпевать. С точки зрения Церкви, у некрещеного человека нет даже имени, потому что и самое имя дается при Крещении.

Покаяние и вера – эти условия требуются и от всякого желающего принять таинство Святого Крещения. Почему нужно покаяние? Потому что когда человек осознает свои грехи, тогда он понимает, какую великую милость оказывает ему Бог в таинстве Крещения, прощая все его беззакония. Почему нужна вера? Потому, что желающий креститься должен осознать, что только Христос может ему помочь освободиться от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра – это грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении. Уклонения весьма многочисленны, ибо человек по немощи и по злобе диавола и после Крещения не перестает грешить. И нужен трудный подвиг, нужна долгая борьба с грехом, чтобы духовный младенец, родившийся в купели Крещения, возрос в мужа совершенного. Скорби и испытания на пути духовного совершенствования христианина составляют его жизненный крест, который надлежит нести с полным самоотвержением. «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником», – предупреждает Спаситель (Лк. 14, 27). Конечно, этот путь узкий и тернистый, и, как предупреждает Господь, немногие находят его. Но те, кто становятся на этот путь, никогда не жалеют. Они уже здесь, на земле, предвкушают блага будущего века, о которых сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

КРЕЩАЕМЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПРАВОСЛАВНОЕ ИМЯ И НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ

Имя человека выделяет его из множества других людей и утверждает единственность и неповторимость его личности. Сын Божий имеет человеческое Имя, потому что Он – Личность, и Церковь показывает, что каждое имя свято, ибо освящено человеческим Именем Самого Христа. Это имя чада Божиего, сотворенного и предназначенного для личного общения с Богом, личного участия в Царстве Божием, которому не будет конца.

Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его Небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых» – уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ НАД МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО

Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм, почему и совершать этот обряд нужно в самом храме.

Для женщины воцерковление, следующее за 40-дневным периодом очищения после родов, дает возможность снова причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Когда мать стоит у входа в церковь, держа на руках своего младенца, готовая принести его и свое материнство Богу, священник словами молитвы обращает взор ее на икону Матери Богомладенца Иисуса, Которая, будучи Пречистой Девой и не нуждаясь в очищении, повинуясь Закону, принесла во святилище Свое Дитя, истинного Законоположника. В своих молитвах Церковь объединяет эти два материнства, наполняет человеческое материнство высоким смыслом. Богомладенец, Которого носила Мария и с Которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. И теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления теперь совершают и позже сорокового дня по рождении ребенка, после совершения таинства Крещения.

ЧИН ОГЛАШЕНИЯ ПЕРЕД ТАИНСТВОМ КРЕЩЕНИЯ

Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, и первое священнодействие крещального обряда – это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа – защищает, дает прибежище, «возмет под крыло», ибо в будущем крещаемому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Взрослому человеку при Крещении необходимо испытать свою веру и серьезность принятого им решения. Следует себе уяснить, не из суеверных ли соображений решил он прибегнуть к Святому таинству Крещения и понимает ли он смысл его. Если человек тянется к Богу, но не имеет достаточного представления о вере или имеет превратные, ложные, еретические представления о христианстве, Церкви и ее таинствах, то ему необходимо встретиться с приходским священником, который кратко преподаст этому человеку основные истины Православия. Лучше отложить совершение Крещения на некоторый срок, чтобы изучить и сознательно произносить (лучше наизусть) Символ веры, молитву Господню и «Богородице Дево, радуйся...» Надо уметь правильно слагать персты и осенять себя крестным знамением. Нужно приобрести необходимые каждому христианину экземпляры Православного молитвослова, Псалтири, Нового Завета, изданные Московской Патриархией. В крайнем случае можно записать текст Символа веры и основных молитв. Взрослый сознательный человек может приготовить себя к принятию таинства Крещения добровольным постом с полным отказом от вредных привычек. Чтобы иметь возможность в день Крещения причаститься Святых Тайн, ему нужно прийти в храм натощак.

ТРИ ЗАПРЕЩЕНИЯ НА НЕЧИСТЫХ ДУХОВ

Чинопоследование оглашения включает в себя обряд запрещения нечистых духов, следующий непосредственно за первой молитвой. У Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие активных демонических сил, по которому зло – это не только отсутствие добра, а и присутствие вполне реального носителя зла – злой личности – демона, хотя его присутствие может быть не всегда ясным и осознаваемым.

В Крещении прежде всего совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Святой Кирилл Иерусалимский в огласительном поучении говорит: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отрезает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ САТАНЫ

Взрослый крещаемый слагает с себя все, что делало его лишь по видимости свободным человеком. Теперь «Он знает, от какого зла он избавлен и к какому добру он спешит...» (Свт. Иоанн Златоуст), «...обращает его священник на запад... как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (св. Симеон Солунский). Крещаемый не боится стать с диаволом лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, чтобы он мог прежде всего отречься от сатаны. Священник трижды говорит: «Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел, его, и всех аггел его, и всего служения его,, и всея гордыни его?»

Оглашенный или восприемник отвечает (трижды): «Отрицаюся».

Вопрошает священник крещаемого (трижды): «Отреклся ли еси сатаны?»

В ответ оглашенный (трижды): «Отрекахся».

Священник говорит: «И дуни, и плюни на него».

«Отречься от сатаны» – значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховной жизни, сотканной из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога. Господь Иисус Христос создал Церковь Свою на земле, чтобы духовно защищать каждую вверенную Ему душу от козней лукавого и коварного врага. Именно для того и освящает Он ее благодатию таинства Крещения.

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРНОСТИ ХРИСТУ

Отвратив лицо свое от мрака, крещаемый вновь обращается к востоку, ко Христу – Свету мира. Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу.

Священник говорит: «Сочетаваеши ли ся Христу?»

Оглашенный или восприемник отвечает: «Сочетаваюся».

Трижды задается этот вопрос и трижды звучит утвердительный ответ.

Это – исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно воинской присяге.

Священник снова говорит: «Сочетался ли еси Христу?»

В ответ: «Сочетахся».

Священник: «И веруешь ли Ему?»

Оглашенный: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке, в зависимости от каких-либо обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Это решение христиане и называют верой. Прежде всего – это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», – заповедал нам Спаситель (Мф. 11, 30). Крещаемый исповедует свою веру во Христа как Царя и Бога. Эти наименования значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями.

ИСПОВЕДАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

Крещаемый или его восприемник читает Никео-Цареградский Символ веры, принятый на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и дополненный на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), который служит общим выражением веры Православной Церкви.

Истина, хранящаяся Церковью, становится верой, и на Божественной литургии, когда все собрание поет Символ веры, каждый произносит «Верую», а не «Веруем». Церковь – это тело, духовный организм, состоящий из отдельных личностей с их индивидуальной верой и духовным опытом. Каждому дана вера во всей ее полноте, и каждый лично исповедует ее своей жизнью. В этой общей и неизменной вере все должно быть принято лично, должно войти в духовный опыт каждого. Тогда вера станет силой, преобразующей жизнь христианина.

По произнесении Символа веры священник обращается к крещаемому: «Сочетался ли еси Христу?»

Тот отвечает: «Сочетахся».

Священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?»

В ответ: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы. По прочтении Символа веры в третий раз священник задает вопрос о сочетании Христу трижды, и после третьего ответа крещаемого «Сочетахся» говорит: «И поклонися Ему».

Тот поклоняется, произнося: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней».

Взрослый крещаемый должен совершить земной поклон.

Наша преданность Христу выражается поклонением Святой Троице. Поклонение – древний символ благоговения, любви и послушания. Для человека верующего церковное поклонение Богу – это необходимое условие победы над человеческой гордыней и утверждение подлинной свободы и достоинства. Стать членом Церкви значит принять послушание Христу и обрести в нем духовную свободу.

По совершении чина оглашения приступающий ко Крещению готов принять это великое таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание истины прийти, ныне и присно, и во веки веков. Аминь», – возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приготовления: «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему просвещению и сподоби его великия сия благодати, Святаго Твоего Крещения...»

ЗНАЧЕНИЕ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ ПРИ КРЕЩЕНИИ

Освящение воды для Крещения имеет глубочайшую связь с самим таинством. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения важны три основные стороны этой символики. Вода – первичная космическая стихия. В начале творения «...Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она – символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила – и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна. Человек стал рабом демонических сил из-за своего подчинения греховной материи. Освобождение человека начинается с очищения материи – освящение воды. Этим воде возвращается ее первоначальное назначение: быть средой Божиего присутствия, «всегубительством демонов».

ОСВЯЩЕНИЕ ЕЛЕЯ

Освященную воду помазуют елеем (маслом). В древнем мире елей употреблялся как лечебное средство. Символизирующий исцеление, свет и радость, он был знаком примирения Бога с человеком. В помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем помазуется вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге – с миром. Упраздняется ложная раздвоенность плотского и духовного.

КРЕЩЕНИЕ

В таинстве Крещения верующей душе открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 3-4). Эта крещенская смерть возвещает разрушение смерти Христом, а крещенское воскресение наше являет образ Воскресения Христова.

Крещение может и должно определяться – не образно, не символически, а по существу – как смерть и Воскресение. В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни. От этой истинной Жизни человек волен отказаться, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью. Эту жизнь человек и отверг, отпав от Бога. Это и есть первородный грех, вселенская катастрофа. Жизнь без Бога – это духовная смерть, которая обращает человека в рабство греху и злобе, похоти и пустоте.

Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него что-то, но, прежде всего, отдаться Ему. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповеди. Мы спасены не потому, что веруем в Его сверхъестественную власть и могущество – не такой веры хочет Он от нас. Мы спасены потому, что принимаем всем нашим существом и делаем своим Его желание принять распятие и мученическую смерть, чтобы уничтожить ее корень – грех. Это значит желать смерти нашей «похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской» (1 Ин. 2, 16), царствующих в мире сем; это значит желать воскреснуть с Ним и в Нем для Царства Его. Именно вера наша знает, что Крещение – истинная смерть и истинное воскресение со Христом. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский). Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Римл. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения.

ОБЛАЧЕНИЕ НОВОКРЕЩЕНОГО

Сразу после троекратного погружения в воду новокрещеный облачается в белую одежду (это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещеного). Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека; и в таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние славы. Возлагается на новокрещеного крест – в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятаго за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.

КРЕСТНЫЕ РОДИТЕЛИ (ВОСПРИЕМНИКИ)

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

При Крещении младенцев восприемники держат их на руках на протяжении всего чинопоследования. Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После погружения он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный и православно верующий человек, знаком с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при Крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного.

О СОВЕРШИТЕЛЕ КРЕЩЕНИЯ

Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.

Опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) имярек (т.е. называется православное имя) во имя Отца, аминь (первое погружение), и Сына, аминь (второе погружение), и Святаго Духа, аминь» (третье погружение). Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь совершает таинство Миропомазания.

Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно; не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой, а также, если человек, совершивший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист), то священник должен совершить таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.

Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, с прибавлением слов «аще не крещен», так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство.

ПОМАЗАНИЕ СВЯТЫМ МИРОМ

Через помазание вятым миром телесных членов, которыми управляет душа, освящается весь человек: и его тело, и его душа. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Т.е. освящаются наши мысли, желания, сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, мы становимся христианами.

ШЕСТВИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся...» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим. С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свещнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия.

ПОСТРИЖЕНИЕ ВЛАСОВ

Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы. Примером может служить ветхозаветное повествование о Самсоне (Суд. 16 гл.). Этот обряд ветречается и в чине посвящения в монашество и в посвящении чтецов.

В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, прежде затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т.е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько скудных волосинок с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) имярек во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

КАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ?

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху – остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием.

И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение) различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро – не можем даже и пожелать его (Флп. 2, 13).

Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет. Усилия самого христианина – это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни.

Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни, в них содержится два вида любви: к Богу и к ближнему.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ

1. Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день седьмый – суббота – Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20,2-17).

Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в Законе, сказал: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего потому, что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель. «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28).

Любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем истинную любовь и к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей.

Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Для христиан, когда они только начинают отходить от мирских обычаев и становятся на путь благочестивой жизни, основное руководящее начало – страх Божий. Сначала мы должны осознать свою греховность, почувствовать, что мы – преступники перед правосудием Божиим, которые нуждаются в помиловании. И только от страха Божия в душе укоренится смирение. А о тех благах, которые будут дарованы в Царствие Небесном говорят евангельские заповеди блаженства.

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

Десять Заповедей Закона, которые даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла, ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства, или святости. Они даны, чтобы показать нам, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы обретать святость, а вместе с тем и духовное блаженство. Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.

Ветхозаветный Закон – закон строгой правды, а новозаветный Закон Христов – это закон Божественной любви и благодати. Однако, заповеди блаженства, данные нам Спасителем, не противоречат заповедям Закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.

Христос указывает пути к Нему через исполнение Его заповедей. Как Царь Неба и земли, Он обещает вечное блаженство в будущей вечной жизни:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. 5, 3-12).

О МОЛИТВАХ

Молитва – наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. И если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он, милосердный, даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Осенять себя крестным знамением следует, складывая первые три перста (пальца) правой руки соединенными вместе, а последние два – безымянный и мизинец – пригнутыми к ладони; и это древнее правило содержится не только в России, но и во всех православных странах. Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому, а затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с Неба на землю.

Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь – освятить сердце и чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.

 

В других номерах:

№1 (322) / 1 января ‘05

Таинства церковные

О таинстве елеосвящения

 

Таинства церковные

О таинстве причащения

 

Таинства церковные

О таинстве покаяния

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс