Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Нектарий, а как почувствовать, что ты живешь, что ты ощущаешь Бога? За теми заботами, которые нас ежедневно обуревают, очень сложно остановиться на главном. Более того, на главном сложно остановиться, даже если ты много лет работаешь в монастыре и по роду службы прочитываешь по 20 православных статей в день. Однако и не всякому чувству полноты жизни в Боге можно доверять: если мы включим Youtube, то увидим, как на харизматов, по их мнению, «сходит святой дух», начинается «глоссолалия», все молитвенное собрание под воздействием «духа» шарахается слева направо и из стороны в сторону. Для нас, православных христиан, все это выглядит как настоящее беснование. Мы видим, что это совсем другой полюс духовной жизни. При этом сами харизматы уверены, что именно это – настоящая жизнь в Боге. И вопрос здесь такой: как понять, что ты действительно живешь? Как понять, что ты не зачерствел, не вошел в этот формальный круг? И при этом не принять какие-то душевные, пусть даже тонкие переживания за движения духа?
– Многие наши переживания, ощущения, безусловно, носят субъективный характер, и обмануться бывает очень легко. Наверное, если человек читал Святых Отцов и имеет представление о православной аскетике, то он не примет то состояние, о котором было сказано и которое можно наблюдать у тех же харизматов, за состояние пребывания с Богом. Речь идет о вещах более тонких.
Мы можем говорить вот о чем: бывает состояние, каждому из нас, безусловно, знакомое, когда мы молимся и, может быть, даже хорошо понимаем слова, которые произносим в молитве (хотя и это далеко не всегда достигается), но сердце наше никоим образом на эти слова не откликается – оно не чувствует силы произносимых слов, остается сухим, безжизненным, как бы мертвым. И бывают мгновения, когда наше сердце оживает, когда мы чувствуем силу тех слов, которые мы обращаем к Богу, когда мы чувствуем их правду, чувствуем то глубочайшее содержание, которое в них заключено, пожалуй, Самим Богом. Впрочем, и здесь можно обмануться. И это состояние тоже может носить субъективный характер. Безусловно другое: все, что мы испытываем, все, что мы переживаем, должно проходить проверку жизнью. И мы не найдем каких-то новых, особенно оригинальных ответов на те вопросы о духовной жизни, которые у нас возникают. Все ответы мы найдем в Евангелии. Господь говорит о том, что каждое древо познается по своим плодам, и если мы ощущаем своим сердцем присутствие Бога в нашей жизни (во время частной молитвы, богослужения или когда-то еще), то, безусловно, это должно приносить в нашей жизни определенный плод. Этот плод – прежде всего смирение, готовность принимать волю Божию. Волю Божию, выраженную в тех же самых Евангельских заповедях, – не надо искать ее где-то в стороне от них. Она очень четко, ясно и просто для нас выражена в Евангелии.
Очень часто в храм приходят люди – и церковные и не церковные – с одним и тем же вопросом: «Как мне узнать волю Божию в конкретной ситуации?» На этот вопрос достаточно сложно ответить. Однако если человек на протяжении всей своей жизни старается исполнять волю Божию в том, в чем она очевидна и совершенно ясна, то и в момент испытания и недоумения он также обретет способность волю Божию постигнуть. Господь ему откроет.
В одном из писем игумена Никона (Воробьева) есть замечательные слова: «Какой смысл рассказывать обо всей дороге – ее изгибах, поворотах и неровностях – человеку, который даже не желает на нее ступить? И точно так же Господь очень многое не открывает человеку, который не собирается Его волю исполнять. Но стоит пойти путем исполнения воли Божией, который обозначен для нас в Евангелии, как многое становится яснее».
Мы – существа, очень сильно зависящие от навыков. Преподобный Силуан Афонский в нескольких своих записях говорит о том, что человек – существо, как бы из навыков сотканное. И эти навыки могут быть как добрыми, так и недобрыми, и очень многое зависит от того, какие навыки мы стараемся приобретать.
И должен быть у человека такой навык – навык искания и исполнения воли Божией. Опять-таки есть масса ситуаций в нашей жизни, когда воля Божия совершенно очевидна, когда не может быть двух вариантов поступка и оценки ситуации, когда все совершенно однозначно. И если в этих ситуациях мы поступаем так, как нам подсказывает наша совесть, тем более совесть христианская, то и в более трудных ситуациях, во-первых, наша совесть будет более чуткой, более способной воспринимать глас Божий, а во-вторых, Господь обязательно о нас позаботится, обязательно нам Свою волю откроет. И то же самое касается вопроса о том, как распознать, действительно ли мы ощущаем присутствие Бога в своей жизни или это что-то мечтательное, что-то прелестное. Как раз вот этот вопрос: хватает ли в нас сил быть с самими собой честными, идти путем неудобным, путем, причиняющим нам какие-то страдания, дискомфорт, путем исполнения воли Божией?
Тот же Силуан Афонский говорил о том, что многие считают, что со святыми жить легко, что со святыми жить радостно. На самом деле со святыми жить трудно, потому что, глядя на них, даже без их слов и назиданий, ощущаешь себя должным делать все должное. И точно так же, когда ты чувствуешь присутствие Божие в жизни, тебе, с одной стороны, легко, а с другой стороны, ты понимаешь, перед лицом какой ответственности, какого долга ты находишься. И вот если ты готов перед лицом этой ответственности жить, если ты готов никуда не сбегать, то, наверное, это один из самых главных критериев. Не знаю, ответил ли я вполне на заданный вопрос, но мне самому кажется так.
Антон Поспелов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.