Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Профессор, доктор медицинских наук, протоиерей Сергий Вогулкин: От жития к былине

Профессор, доктор медицинских наук, протоиерей Сергий Вогулкин: От жития к былине

№26 (827) / 14 июля ‘15

Культура

Церковь Православная тщательно хранит память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных. Апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Среди всех святых мученики занимают особое место, их кровью укрепляется вера в Господа нашего, их мучения привели к исповеданию христианства сотни тысяч язычников, которые своими глазами могли видеть стойкость, мужество и непреклонность страдальцев. Как еще более можно доказать истинность веры Христовой, если не принести в жертву самого себя? Святитель Кирилл Иерусалимский пишет о том, что «мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: «можете ли пить чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися?» (Мк. 10, 38) И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков». От первого столетия и до XXI века десятки тысяч мучеников, незримо облаченные в багряницу с плеча самого Христа, восходили через мучения к Престолу Божиему. Не их ли золотые венцы видим мы, всматриваясь в мириады звезд Млечного пути? Среди сонма мучеников как самые яркие светила выделяются великомученики, перенесшие немыслимые, нечеловеческие страдания и получившие особую благодать от Господа.

Мы только что имели несравненное счастье приложиться устами к деснице великомученика Георгия Победоносца. Этой десницей он наложил на себя крестное знамение и перекрестил идолов языческих в храме Аполлона, после чего рассыпались статуи, а бесы языческие возопили и сгинули. Десница эта сжимала копье, пронзившее змея – порождение зла и самого диавола. Как он шел к этой победе, откуда эта чудесная сила в простом человеке, молодом и храбром воине и, не знавшем поражения, военачальнике? В римских войсках не один Георгий был христианином, почему же именно он стал святым Победоносцем?

Свято хранил Георгий память о своем отце – христианине, замученном язычниками, и о матери, спасшей его самого от смерти и воспитавшей в христианстве. Он стал лучшим из лучших воинов в римском языческом войске, но это был только первый шаг. Не отеческая ли вера дала ему силы на победоносное восхождение к золотому мученическому венцу? Он победил прежде всего самого себя. Он победил сребролюбие, раздав свое имение бедным. Он победил властолюбие, когда освободил своих рабов. Он победил страх, когда открыто исповедал себя христианином перед императором Диоклетианом и обличил его жестокость и неправедное гонение на христиан. С именем Христа на губах и с Божией помощью он победил боль истязаний, он победил своих мучителей, которые ничего не могли сделать ни с его телом, ни с его душой. Он с презрением отверг предложение императора стать его соправителем в случае отказа от веры. Он победил языческое нечестие, разрушив языческое капище и обратив в истинную веру тысячи людей. Святой Георгий был Победоносцем при жизни и остается им после своей мученической кончины. Исполнилось на нем слово Божие: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 19–20). Святой Георгий с молитвой ко Господу, воскресил мертвого, исцелил приходивших к нему в темницу недужных, без страха и сомнения безвредно выпил яд, изгнал бе-сов языческих, претерпел до конца мучения. Сподобился он прихода Самого Господа к нему в темницу и обещания о пребывании в раю за мученический подвиг.

Как Иуда, окончил жизнь Диоклетиан, наложив на себя руки. А святой великомученик Георгий продолжал свое победоносное шествие, совершая уже в ангельском обличии одно чудо за другим: продолжались исцеления от его мощей, он восхитил отроков из плена варварского и перенес их в родительский дом, спас от смерти дочь правителя, одолев проклятого змея и, хваля Господа, принародно отрубив ему голову. Видевшие это все жители города обратились в христианство. Через десять лет после мученической гибели Георгия император Константин прекратил гонения на христиан, на своем знамени велел изобразить святой Крест и написать «Сим победиши!». Христианство распространилось далеко за пределы бывшей Римской империи, и как первая весть передавался из уст в уста рассказ о подвигах и чудесах святого Георгия Победоносца. От Германии, Франции, Англии и Греции до Осетии, Грузии и Турции распространилось почитании святого Георгия. Весть о нем пришла в славянские земли, когда ступил на них Святой Апостол Андрей Первозванный, неся слово Божие, когда проповедовали первые епископы, им поставленные, впоследствии первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма.

Еще до Крещения Руси ходили среди славян рассказы о святом Георгии. Гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы – кто только не стремился захватить плодородные земли славян. Мечта о воине, который освободил бы народы от нападений, плена, порабощения жила в сердцах, мыслях и словах. Недаром после Крещения Руси Георгий Победоносец становится одним из самых почитаемых святых. Идут из Киева странники, калики перехожие, и рассказывают о Егории Храбром и слагают о нем песни.

Наехал Егорий
на змия-горюна...
Но Егорий не ужахался,
Егорий не устрахался,
Острым копьем
змия заколол;
Стаи птиц прилетали,
Змия-горюна клевали;
Сине море волной
натекло,
Змия-горюна с собой
унесло.

Но не просто рассказать людям о мученическом подвиге святого Георгия, совершенном в уже не существующей Римской империи семь веков назад. Как объяснить, кто такой император Диоклетиан и кем был при нем трибун Георгий. Передают друг другу люди этот удивительный рассказ, что-то меняют в нем, что-то добавляют. Уже не Диоклетиан, а монголы – племя змеиное притесняют христиан, в плен уводят юношей и девушек, и не в далеком Риме, а в Киевской Руси совершает свой подвиг добрый молодец, русский богатырь Добрыня. Не у правителя городского в Бейруте, а у самого князя Киевского Владимира, и не дочь, а племянницу похитил проклятый змей. Не тысячник-трибун римский, а воевода княжеский Добрыня берется убить змея.

Как будет он далече
во чистом поле,
На тыи горы
да на высокия,
Потоптал он
младыих змеенышей.

Они дрались со Змеею
тут трои сутки,
Но не мог Добрыня
Змею перебить.
Хочет тут Добрыня
от Змеи отстать -
Как с небес Добрыне
ему глас гласит:
– Молодой Добрыня
сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты
трои сутки,
Подерись со Змеей
еще три часа:
Ты побьешь Змею
да ю, проклятую!
Он подрался со Змеею
еще три часа,
Он побил Змею да ю,
проклятую.

Так и случилось, по слову Божию, победил богатырь змея и отсек ему голову поганую. Освободил Добрыня не только племянницу князя Владимира, но и людей русских, взятых в полон. Вот так родилась былина о славном Добрыне Никитиче и его победе над змеем. В ней воплотилась мечта целого народа.

Прошла еще тысяча лет, пережила Россия страшные гонения на христиан, десятки тысяч мучеников, совершив свой подвиг, получили золотые венцы из рук Господа и молятся у Его престола за наше Отечество. Чем же мы, живущие ныне, можем отблагодарить их, каким подвигом прославим Господа? Вспомним, как Добрыня пробивался к логову змея, как давил он своим конем змеенышей, как потом победил самого змия, порождение адово, воплощение зла. Не наши ли страсти кишат как змееныши, не они ли, с нашего попущения, вырастают кто в зеленого змия, кто в бездушного и бездуховного, кто в игрального, кто в виртуального, кто в блудного, кто в гордого. Не пора ли нам взять щит веры и копье слова Божия, поста и молитвы, не пора ли ополчиться на всех этих гадов ползучих и очистить от них душу свою? Вот нам и работа, вот нам и битва, а вот и знамя со святым Крестом и кровью мучеников начертанными словами: «Сим победиши!».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс