Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → За что я благодарна отцу Иоанну (Крестьянкину)

За что я благодарна отцу Иоанну (Крестьянкину)

№26 (827) / 14 июля ‘15

Нам пишут

В 1992 году я впервые сознательно переступила порог Церкви. Все знают, какое это было трудное время не только для нашей страны, но и для всего ее народа: был не только кризис экономики, но и кризис в умах людей – разочарование в советской идеологии, желание обрести новый смысл жизни. Измученное, исстрадавшееся сердце, всегда искавшее настоящей жертвенной любви, нравственности, духовности, смогло понять, что надо начать поиск другой жизни, новых ценностей. Умом я понимала, что дать это мог не человек, пусть даже нравственный, а Господь Бог. Вот о том, как обрести Его в своей жизни, помогал мне батюшка Иоанн (Крестьянкин) я и хочу рассказать.

Все мы приходим в Церковь со своими страстями и грехами, обезображенные греховными пороками, духовно больные, немоществует наше тело, немоществует и душа. Трудно ей, мается, страдает она. Она не понимает еще, что такое добро и что такое зло, ибо в падшем человеке все перемешано.

На меня напали хульные промыслы. Я часто и долго плакала, страдала от этого греха. Но выхода из этого тяжелого положения не знала. Я была в отчаянии. Думала, кто же мне поможет, как быть, как жить, как бороться с грехом. Матушка Анастасия, моя дорогая монахиня, подсказала мне, что надо обратиться за помощью к о. Иоанну (Крестьянкину), с ним она служила в с. Летово, была у него алтарницей. Он, по ее рассказам, был добр, внимателен и любил всех людей, всегда готов был пойти им на помощь. Он находился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Я долго раздумывала, как написать ему письмо, рассказать о проблемах в семье. Они так измучили меня, что мысли о них пронзали мое изболевшееся сердце, и только плач мой о том, что я никак не могу найти выхода из создавшегося тяжелого положения, давал мне возможность понять, что я нахожусь в состоянии поиска, что не все еще пока потеряно.

С трепетом в душе, с содроганием в сердце – у меня дрожали даже руки – я написала письмо о. Иоанну (Крестьянкину). И только необходимость в помощи меня подталкивала это сделать, мне было очень трудно писать, ведь это был старец – не то что я, падшая грешница.

Потом пришло письмо от батюшки, в котором он писал, что хульные помыслы на меня нападали из-за тяжелого смертного греха, и посоветовал, как его преодолеть, и обещал за меня молиться. Он не отринул меня, такую греховную и падшую, не ругал меня, ибо, наверное, знал, что от этого я буду горько-горько плакать, так как я тогда не знала жизни православного христианина, не смогла найти сама выхода из греховного плена, а постепенно раз за разом учил и учил меня духовной жизни, писал письма, вкладывал в них духовные руководства из своих проповедей, учений святых отцов, учил жить в миру как в пустыне, не обращать внимание на грехи других людей, следить за своими грехами, прощать обиды, наносимые мне ближними. Никогда не давил на меня, ибо знал, что приказов в духовной жизни быть не может, человек свободен в своем выборе. Трудное это духовное дело – прощать обиды, оскорбления, побои. К тому же я была тяжело больна.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У нас обычно принято жалеть человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел». Это я поняла намного позже. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) благословил меня на терпение. Прислал мне статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «Скорбящим инокам», в которой прямо было сказано, что в скорби, болезни очищается наша душа, слезает с нее вся греховная короста. Сам претерпевший от одного священника предательство (когда для очной ставки к нему привели завербованного властями священника, он настолько обрадовался ему, что бросился приветствовать его так искренне, что тот, не выдержав укора совести, потерял сознание и упал), он знал, что такое ложь и клевета. За следователя, искалечившего ему руки, он молился всю свою жизнь. Он своим примером учил меня прощать предательство, ложь, клевету, обман. Учил прощать брань и побои, но не идти на поводу мужа, который своим поведением оскорблял Господа Бога.

Он никогда не реагировал на злобу и хамство, сохранял к людям любовь и доброту. Его глаза всегда излучали радость. Он дарил мне свои фотографии. На одной из них, последней, ему было 95 лет, и он радовался жизни. Татьяна Сергеевна Смирнова, келейница батюшки, мне говорила: «Смотри на фотографию батюшки и радуйся».

А еще он мне прислал статью «Кто печального утешит, кроме Господа». Читая ее, у меня невольно лились слезы из глаз. О. Иоанн (Крестьянкин) писал мне, что «крест – это всегда боль, без креста нет спасения». Итак, жизнь на земле – это подготовка к вечной жизни, крестная жизнь, а «без креста, – повторял батюшка, – нет спасения».

«Надо жить для Бога, ради Бога и делать все во славу Божию», – учил он.

Никто из людей и священников не называл меня так, как он: «Дорогая о Господе, Александра» – всегда писал он мне в письмах. А людей в проповедях он звал: «Други мои!», обращаясь к ним.

Вот такая его была любовь, искренняя, часто жертвенная. Она поражала меня, и не только меня, но и других людей, знающих его. Когда я приехала к нему больная (сильно болело сердце), мне срочно по его благословению оказали медицинскую помощь.

Батюшка сам больной, лежа в постели, молился за меня. Я такого еще не встречала в своей жизни, чтобы больной батюшка молился за ближнего человека! Это была любовь с большой буквы, настоящая, о которой писал апостол Павел и неустанно повторял апостол Иоанн Богослов, призывая людей любить друг друга.

Подарки, которые дарил мне о. Иоанн, были для меня самые дорогие: конфеты, мармелад, яблоки и другое, полученное от него, без преувеличения я могу сказать, были для меня самыми вкусными, которые я больше в своей жизни никогда не кушала. Это ощущала не только я, но и дочь моя, которая была со мной. Эти подарки я берегла долго, а потом решалась наконец и съедала их.

У меня есть книга, подаренная о. Иоанном («Видевше свет вечерний»). Такую же книгу он подарил и Патриарху Алексию II, который его сердечно поблагодарил за это. Чтобы учиться духовной жизни, он благословил меня читать Псалтирь Ефрема Сирина. Книга эта была тоже подарена им. У меня из глаз часто льются слезы, когда я читаю ее, так сильно она трогает душу.

Есть у меня в комнате полочка с батюшкиными фотографиями, он всегда рядом со мной, ему я молюсь, особенно когда мне трудно, и получаю от него поддержку и помощь. Как раньше он заказывал обедни о моем здравии, так и я заказываю обедни и панихиды о его упокоении. У меня есть диски с его проповедями, я слушаю их.

Трудно, а порой невозможно оценить роль батюшки в моей жизни, она просто неоценима. Благодаря его молитвам я живу, дышу и радуюсь, хотя жизнь на земле нашей трудна, скорбна и горька, ибо мир лежит во зле, лукавстве, но есть еще на ней такие люди как о. Иоанн, которые молятся за весь мир. Благодаря им как-то держится мир на земле, и Господь Бог еще терпит нас грешных. Эти люди – соль земли, без них бы мир давно погиб.

Батюшка Иоанн учил меня благодарить Господа не только за радости, но и за скорби. Особенно, как говорят святые отцы, Бог любит, когда Его благодарят за скорби, ибо все хорошее и плохое в нашей жизни от Него. «Миром правит Бог и только Бог, и никто другой» – неустанно повторял о. Иоанн. Трудно нам, но с Богом нам легко.

Батюшка был добрым, любящим всех людей священником, молитвенником. И я низко склоняю перед памятью о нем голову и сердечно благодарю его, что он направил мою жизнь к Богу, учил, что ради Него надо жить. Жаль только, что мы, обладающие самостью, не всегда слушали его. А он был прав, когда давал нам советы, как правильно надо жить. Эту правду понимаешь не сразу, а со временем, но все равно понимаешь. И, несмотря на наши ошибки, батюшка продолжал любить людей. А еще меня всегда удивлял и до сих пор удивляет, что батюшка Иоанн не только одаривал людей подарками (их он часто называл «гостинцы»), радуя при этом людей, но и посылал им поздравления с Рождеством Христовым и Пасхой. Каждое его поздравление отличалось не только новизной содержания, то есть не повторяло предыдущее, но и глубиной, емкостью содержания, учило людей, как надо жить по-Божию Закону, и прославляло торжество праздника.

Последнее его поздравление я получила в январе 2006 года с Рождеством, это было незадолго до его ухода в Вечность. Я не знаю, не встречала в своей жизни такого человека, который так глубоко, искренне, жертвенно любил Бога и людей. А все его праздничные карточки, присланные мне, отличались чистотой, простотой, так трогали и умиляли сердце, что невольно хотелось вобрать в себя все то чистое, светлое и целомудренное, что нарисовано было там. Он был не только священником и старцем, но, по-моему, это был еще духовный поэт и писатель, хотя стихи он не писал. Светлая, чистая и многогранная личность! Благодаря ему многие находили правильный путь в жизни, шли к Богу. Как говорят, память о праведнике будет жить в веках.

Александра
Климанова,
г. Рязань

 

В других номерах:

№23 (728) / 17 июня ‘13

Нам пишут

Письма наших читателей

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс