Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня обратимся к Книге пророка Иоиля. Книга это тоже очень небольшая (три главы), но очень динамичная, напряженная по стилю повествования, емкая по содержанию. Более всего эта Книга известна пророчеством о сошествии Святого Духа _ тем самым, которое апостол Петр повторяет, когда апостолы, находившиеся в Иерусалиме, получили дар Святого Духа, и апостол Петр, выйдя перед народом, указал именно это пророчество.
Важнейшая тема этой Книги – день Господень. Мы уже много раз говорили, что день Господень – это очень интересное, амбивалентное, как говорят философы, понятие, так как относится оно и ко дню Пришествия Христа в мир, и к последним судьбам мира.
В контексте Книги пророка Иоиля особенно видно, что день Тот, или день Оный, день Господень, воспринимается всеми в первую очередь как день Страшного Суда, день Суда Господня, день ужасный и страшный. И приход Иисуса Христа в мир есть Суд – Суд над миром. Именно об этом Христос и говорит, что ныне Суд миру, ведь распятием Иисуса Христа, своего Творца, своего Бога, своего Спасителя мир фактически подписал себе смертный приговор, осудил сам себя. Единственная возможность избежать Суда, изреченного над миром, – уверовать в Христа. Это сказано во многих местах Святого Евангелия, но особенно, в третьей главе Евангелия от Иоанна.
Итак, тема Книги пророка Иоиля – день Господень. Сначала пророк Иоиль раскрывает обстоятельства этого страшного дня в его эсхатологической перспективе, то есть с точки зрения последних судеб мира… Каковы же характеристики дня Господня?
Во-первых, этот день приходит внезапно, как тать в ночи. Он пролезает в дом, когда его никто не ждет, и обитатели дома оказываются к этому приходу неподготовленными. Образ вора, забирающегося в дом неожиданно, – это образ из Книги пророка Иоиля.
Кроме того, в Книге пророка Иоиля сказано, что день Тот, день Страшного Суда, день последних судеб мира, предваряется великим нашествием великого народа. Причем подчеркивается, что речь идет не о какой-то конкретной для времени пророка Иоиля исторической ситуации. Не об ассирийцах идет речь, не о вавилонянах, не о римском владычестве. Сказано очень емко и очень конкретно: во-первых, равного этому нашествию не будет, а во-вторых, перед лицом этого нашествия вся земля как цветущий рай будет, а после нашествия она превратится в пустыню.
Но и это еще не все. Как бы подчеркивая именно эсхатологичность, то есть апокалиптичность этого нашествия, подчеркивая, что речь идет именно о последних днях мира, говорится, что звезды во время этого нашествия потеряют свой свет, луна помрачится, солнце превратится в тьму и луна во кровь, когда придет день Господень.
Хотя напрямую здесь об этом не говорится, эта тема более поздних Книг, но можно и сделать вывод, что великое нашествие у Иоиля имеет параллель в Апокалипсисе, где говорится о нашествии великого народа Гога и Магога. Что это был за народ, мы сейчас гадать не будем, главное – что нашествие это будет страшно, и ничего более ужасного люди в своей жизни еще не видели.
Мало того, что этим последним нашествием, как предполагается, закончится мир, важно еще, что после нашествия произойдет суд. Указано конкретное место этого суда – долина Иосафатова под Иерусалимом, сказано, что это нашествие будет сопровождаться сошествием Святого Духа. Но о сошествии мы поговорим чуть позже, хотя именно в контексте свидетельства пророка Иоиля о сошествии Святого Духа совершенно иначе воспринимается… Фактически получается, что то, что имеет человечество сейчас, создание Церкви – это еще не есть конец, это начало конца. И в последние дни мира духовная природа человека, духовная природа мира изменится особенно сильно.
В контексте последних судеб мира в Книге пророка Иоиля приводится образ жатвы. Сказано: «пустите в дело серпы, ибо жатва созрела». Этот образ достаточно часто использует Господь Иисус Христос в Своих притчах, говоря о жатве не только как о плодах проповеди апостольской или Своей проповеди, а о жатве как о сельскохозяйственном, природном образе, который означает собой кончину мира. Образы пшеницы, которая собирается в житницы, срезания бесплодных колосьев, которые сжигаются огнем, потому что пусты… Мы уже разбирали различные аспекты последних дней мира у разных пророков, рассматривали различные обстоятельства этого явления.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.