Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – и фарисеи в Евангелии были такими – они тоже активны, они пытались по-своему выполнить закон Бога, только главное убрали, а второстепенному дали значение главного. И ушли в копание в мелочах. А главное – забыли, как Господь их обличал в Евангелии. Это тоже вроде активные люди. Но вот к чему приводит такая активность...
А мы хотим привести пример другой активности. Высочайшей, но невидимой никому, когда человек стремился исполнять заповеди Божии и не идти против своей совести.
В одной семье случилась беда, запил муж, и пьяным он безжалостно избивал свою жену. А той хотелось одновременно и сбежать от него, и детей вырастить в какой-никакой, а семье. И женщина решила потерпеть эту беду до совершеннолетия детей. При этом стала искать утешения в Церкви и нашла. Оба батюшки из храма, где она была прихожанкой, советовали ей бросить мужа, поскольку угроза для жизни была очевидной. Но что-то мешало этой христианке оставить супруга и сделать все по-своему разумению. Потому, когда дети повзрослели, она поехала за советом к отцу Николаю Гурьянову. Старец слушал гостью внимательно, а во время рассказа о жестоких побоях, вздохнул и произнес: «Христа тоже били.» На что женщина сказала: «Батюшка, так ведь совсем убьет!». И услышала в ответ: «Мученицей будешь»! Эти слова не вызвали у женщины ни протеста, не возмущения, в глубине души она была с ними согласна. За долгие скорбные годы она обрела и долготерпение, и смирение, а главное – понимание того, что это испытание Господь послал ей не просто так. Согласившись ничего не менять и претерпеть все до конца, женщина вернулась домой. И развязка произошла через неделю. У мужа случился удар, и он уже не мог ни пить, ни драться, ни даже говорить. Он мог только лежать, и наблюдать за тем, как жена, которую он столько лет терзал, заботливо ухаживает за ним – кормит, моет, переворачивает. И он при каждом удобном случае пытался поцеловать ей руки – и часто плакал.
Почему нам важны такие примеры? Да и не только такие, а вообще примеры жизни христианской – или наоборот, нехристианской, в которых говорится о каких-то случаях из нашей с вами жизни? Да потому, что на них удобно учиться: в них ситуации, похожие на наши, видятся по-другому, мы ведь лично в них не участвуем. Но именно это внешнее сходство и одновременно, эмоциональная отстраненность позволяет нам увидеть проблему иначе – в целом, в деталях. А увидев, извлечь из них уроки, и что-то исправить в себе.
И в примере, который привел для нас отец Андрей, многие из нас тоже смогут увидеть себя, свои ошибки и задуматься – всегда ли наши благие намерения и поступки бывают уместными, своевременными.
Протоиерей Андрей Канев: – У меня есть очень интересный пример. Несколько раз в приход звонил молодой человек из одной из епархий Центральной России с тем, чтобы выйти со мной на связь. Парень посмотрел наши передачи и решил поучиться нашей деятельности: он огляделся вокруг, увидел, что у него в приходе этого не делается, увидел, что столько народу в храм ходит, ничего не знает, – и он решил начать спасать других людей. Дали ему мой сотовый телефон, и в один из достаточно поздних вечеров он мне звонит, горячо рассказывает, какая там проблема...
Я понимаю, что духовенство не реагирует на эту проблему, а что сделает один молодой парень, когда духовенство видит ситуацию нормальной? Или как-то по-другому ее видит, может быть. Я понимаю, настоятель бы позвонил или священник, ответственный за просвещение, мы по-братски смогли бы найти общий язык. Я сколько мог, брата пытался успокоить и предложил ему, как и в нашей передаче, начать с себя, в первую очередь: я по нескольким его оговоркам понял, что человек маловоцерковленный (например, он очень удивился, что в женский монастырь могут ходить не только женщины – это очень показательная ситуация, – причем в женский монастырь, который находится в центре старинного города. Да, монастырь, – но он же открыт для всех!). И разные другие истории – и было понятно, что человеку нужно самому взяться, не спасать других и не теребить местное духовенство, а начать с себя...
Договорились… Я передал ему адрес своей электронной почты и договорились, что я перешлю ему какие-то материалы для начала. И надо сказать, что я про него забыл, немножко не до него было. И вот в одну из ночей звонит этот самый парень, ему нужна какая-то консультация; я очень прошу не звонить: я не могу сориентироваться посреди ночи, что от меня требуют, – я понял только, что не пожар, и никто не умирает. Прошу его днем звонить, пишу ему письмо. И он еще раз мне позвонил ночью, перед Литургией, – не уснешь потом. Понял он или не понял, что у нас разница во времени, что у нас другой часовой пояс? Понятно, что с таким настроением нельзя заниматься просвещением: человек внимателен к своим эмоциям, чувствам, потребностям, но не внимателен к другим людям. Тут дело не в том, что он мне две ночи испортил, но… так не делается. В этом как раз и проявляется горячка: человеку нужно – и он не слышит, что другой не готов сейчас это сделать, есть разные обстоятельства (причем я ему написал, что «вы, наверное, догадываетесь, чем священник должен заниматься перед Рождеством»?)… На приходах часто бывают такие ситуации – «вот дай мне, и все»! А почему я должен это дать? Уважай другого человека.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.