Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (823) → Протоиерей Андрей Канев: Практический опыт близких очень много значит

Протоиерей Андрей Канев: Практический опыт близких очень много значит

№22 (823) / 16 июня ‘15

Уроки Православия

Со школы мы помним строки из поэмы Некрасова «Мороз, Красный Нос», в которых воспевается героическая русская женщина, способная и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти… Правда, в наши дни выражение «некрасовская женщина» чаще используется, когда речь идет о даме с твердым характером, действующей решительно, напористо, без чьей-либо помощи, потому что она во всем привыкла полагаться только на себя. Скажем прямо, такие черты вряд ли подходит для описания портрета женщины-христианки. Однако в церковной ограде и таких сестер немало. А братьев и того больше! Но мужчины по своей природе и по социальной роли к подвигам должны быть готовы, чтобы спасать, защищать, действовать быстро, смело, решительно.

К чему эта присказка? К тому, чтобы продолжить наш разговор с протоиереем Андреем Каневым о тех неравнодушных, горячих, активных, способных на многое людях, которые, став христианами, и в духовной жизни действуют так же решительно, напористо, самостоятельно. Например, видят они ближнего, совершающего, по их мнению, что-то не то или не так, и спешат остановить его, как того коня на скаку. Или видят, как ближние своими делами собирают себе угли на голову, идут к духовной погибели – и давай их вытаскивать из грехов, как из горящей избы. Вот только слов благодарности они за это почему-то не слышат. Почему? Об этом отец Андрей уже говорил. И сегодня мы продолжим размышлять, в какой мере активная жизненная позиция может помогать или мешать духовной жизни христианина.

Часто люди, приходящие в Церковь и открывающие для себя веру, законы духовной жизни, искренне сокрушаются, как много они прежде грешили, как много делали зла, как мало они и поныне делают добра, и потому спешат исправиться. А еще пытаются исправить своих ближних, воцерковить, просветить, хотя те их об этом совсем не просят – более того, даже сопротивляются, конфликтуют, бегут подальше от своих благодетелей. И отец Андрей по своим прихожанам хорошо знает, что если такого деятельного человека не остановить, не пресечь его яростную борьбу за спасение ближних, то дело может зайти далеко. И, напротив, когда человек пытается исправлять себя, ведет активную внутреннюю работу – следит за своим сердцем, не выпускает из него страсти, борется с ними, то внешние перемены происходят сами собой, и даже неверующие ближние вдруг начинают заглядывать в Церковь.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Есть такие примеры замечательные, по нашему приходу могу сказать. Как только прекращают у себя дома братья и сестры «религиозные войны», начинают за себя браться, проходит годик, другой, может быть, еще какое-то время, глядишь – и родственники потянулись: они видят результат, что человек ходит в церковь, он не приходит с Литургии с зажженными глазами: «вы, лентяи, тут спали, а мы служили, проповедь отца Андрея слушали», – он приходит тихий, спокойный, ровный, готовый послужить своим ближним, потерпеть их, – ведь их, естественно, начинает «крутить»… И через некоторое время они приходят тоже – они видят практический опыт близких, это очень много значит.

Поэтому мы должны с вами так расставить акценты, что активная внешняя деятельность, особенно связанная с агрессией, непослушанием – это как раз и бездействие, это духовное бездействие. А когда человек берет паузу и разбирается с собой, вот это как раз и огромная активная работа.

И сколько раз доводилось отцу Андрею слышать возражения или сомнения в правильности такой позиции! Ему открыто говорили, что если человек не ведет активной миссионерской, катехизаторской, социальной или иной какой-то деятельности, то он просто теплохладный. И напоминали при этом Евангельские слова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Протоиерей Андрей Канев: – Активные люди с транспарантами, флагами и факелами называют их теплохладными неправильно. Теплохладный – это человек, который называет себя христианином, мы, к сожалению, наверное, многие себя в такую категорию можем поместить: вроде бы верим, а по-настоящему к Богу не идем – ни Евангелия не знаем, ни заповеди не пытаемся выполнять, ни церковного образа жизни у нас нет, ни изучения основ веры, одно поверхностное; вот это и есть теплохладность. И человек активный, когда нет у него глубины ни покаяния, ни церковности, возможно, и будет теплохладным, хотя он вроде бы по деятельности такой внешне горячий человек.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс