Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (822) → О таинстве Крещения

О таинстве Крещения

№21 (822) / 9 июня ‘15

Церковная жизнь

Окончание. Начало в №19 (820) – №20 (821)

Кто из крестных должен держать ребенка при Крещении?
В объяснении Требника перед последованием о Крещении сказано, что при совершении таинства Крещения необходим лишь один из восприемников (крестных), а именно: при Крещении лица мужского пола – восприемник, при Крещении лица женского пола – восприемница. Однако наряду с действием этого церковного правила постепенно вошло в обычай совершать Крещение при двух восприемниках (крестных) – мужчине и женщине – в параллель плотским родителям крещаемого. Обычай этот признан и законами церковными, но признание это не идет далее простого допущения двух лиц к обрядовому действию при Крещении. В духовное же родство через восприемничество входит лишь один восприемник – если крещаемый ребенок мужского пола, восприемница – если крещаемый ребенок женского пола. Поэтому, если крестных двое, то когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а крестный отец воспринимает от купели. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Если ребенок сильно капризничает, то на время его можно передать родителям или другим родственникам.

Может ли христианин стать восприемником заочно, т.е. не присутствуя при совершении Крещения?
Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При «заочном восприемничестве» «восприемник» в таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?
Да, могут. Единственное требование – родители не должны участвовать в таинстве Крещения, то есть они не воспринимают его от купели – это делают крестные. В исключительных случаях, если крестных нет, родители могут быть восприемниками своих детей.

Мнение о том, что матери не позволительно присутствовать при Крещении своего ребенка, по-видимому, родилось из запрещения женщине входить в храм в течение 40 дней после родов. А 59-е правило VI Вселенского Собора предписывает крестить только в храме. Следовательно, если ребенка крестили до 40-го дня, то в храме во время этого таинства матери присутствовать не разрешалось.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама до истечения 40 дней после родов?
Да, может присутствовать. Но по истечении этого сорокадневного срока над матерью должен быть совершен обряд воцерковления, поэтому ей по истечении 40 дней после родов надо прийти в храм и попросить священника прочитать над ней «Молитвы (т. н. очистительные) жене родильнице, по четыредесяти днех», после чего она вновь вводится в церковное собрание. Над младенцем в этом случае обряд воцерковления может быть совершен сразу после Крещения или по истечении сорокадневного периода очищения матери, вместе с нею.

Обряд воцерковления заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца мужского пола в алтарь к престолу или младенцев женского пола – к царским вратам, как бы перед лицом Самого Господа. Быть воцерковленным – значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?
В европейских языках это слово означает «погружение в воду», «омовение в воде».

Когда в Евангелии говорится о крещении Иоанна, то имеется в виду погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов.

Славянский язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Созвучие названия таинства Крещения со словом «крест» – филологическая особенность славянского языка.

Какие таинства есть в Православной Церкви кроме Крещения?
В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование).

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс