Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы говорили о людях, готовых сворачивать горы, чтобы сделать мир лучше – такая у них ревность о добре и справедливости. При этом они нередко обвиняют в равнодушии тех, кто не разделяет их жажды перемен. Об этом в статье «Сидеть спокойно» пишет протоиерей Андрей Ткачев – пишет, чтобы не осудить таких людей, но показать опасность такой ревности и горячности. Ведь нередко люди бывают активны и инициативны не по любви к истине, а по своей страстности, и даже не подозревают об этом. По той же причине им порой хочется весь мир увлечь в водоворот своего холерического энтузиазма. Они уверены, пишет отец Андрей, что все понимают правильно и не допускают мысли, что их активность – это не всегда благие порывы хорошего человека. Нет, горячка свойственна страстям, а вот добродетелям приличествуют тишина и спокойствие.
Потому автор приводит слова пророка Исаии – Господь «сказал им: сила их – сидеть спокойно». И напоминает о той благой части, которую избрала Мария – сестра Лазаря: «Сидеть спокойно». Как это прекрасно. Думается, прежде чем заслужить у Господа похвалу (Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее), Мария уже любила сидеть на месте, размышляя. А Марфа, наверняка, любила носиться из угла в угол, да все с делами, да все с неотложными. Какие они были по жизни, такие, видно, они были и пред Господом. Одна – у ног со вниманием. Другая – с кастрюлями у очага. Таких больше. Таких «тьмы и тьмы»». Но почему же их таких (а точнее, нас – таких горячечных, суетящихся, борющихся) – тьма? От того, что мы заражены страстями и не ведем с ними борьбы, и они нас подогревают. И сегодня мы с протоиереем Андреем Каневым продолжим разговор об активности, о ее пользе и вреде, и о том, с каким злом следует бороться прежде всего.
Батюшка уже пояснял, что очень часто источником такого горячего неравнодушия и кипучей активности является гордость. Свт. Иоанн Лествичник говорит, что «гордость есть наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, в отвержении Бога и презрении людей». Но проявлений у нее множество. И одно из них – это способность видеть даже самую маленькую соринку в глазу другого и готовность помочь ближнему любым способом от нее избавиться – независимо от того, просит об этом нас сам ближний или нет. И это происходит на фоне абсолютного игнорирования бревна в собственном глазу. Именно такое проявление гордости со всеми вытекающими последствиями отец Андрей нередко наблюдает в семьях своих прихожан.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Приходит, к примеру, благочестивая женщина, выглядит очень церковно, и говорит: «Мои родственники меня «заели», против Церкви выступают, богохульничают, батюшек обзывают!». Если не разбираться, то можно подумать, что человек находится в гонениях за веру. Начинаешь разбираться – и вскрывается интересная правда, что эта сестра настолько «достала» своих родственников проповедью веры, обличениями, что они не знают, куда от нее деться. Картинка: родственники этой сестры сидят дома, смотрят сериал про бандитов. Это хорошо? Нет. Что делает христианка? Демонстративно выключает сериал со стрельбой и включает наш телеканал «Союз» с нашими с вами лицами. А эти родственники не хотят нас видеть у себя дома в гостях! Может быть, еще не готовы. Как они будут реагировать? Конечно, гневаться на христианку.
Или такой человек, готовясь к молитвенному правилу, всех заставляет замолчать, выйти из комнаты, бросить все свои дела, зажечь лампадочку, воскурить ладан и громко почитать молитвы. И это, естественно, происходит через насилие над ближними людьми. В этом случае мы не уважаем их свободу.
Неслучайно Господь в Евангелии очень часто говорит о семени. Например, посей семена в январе, но они не взойдут: не время. Придет весна, сойдет снег, оттает земля, солнце будет припекать и растение пойдет в рост. А мы по горячке хотим очень быстро всех привести к Богу. Эта ошибка новоначальных людей.
Мы сами узнали истину, но еще не знаем в полноте опыта Церкви, не имеем опыта духовной жизни, но хотим через насилие всех привести к истине. Разбирая случаи из жизни таких братьев и сестер, очень часто видно, что их ошибка основана на этой горячности. Или начинает человек поститься – и всех родных принуждает к посту, хотя они еще неверующие люди. Или сестры постятся – и мужей своих заставляют воздерживаться все 50 дней поста (со Светлой Седмицей). В этом случае нужно не стесняться, подходить к священнику и решать эти вопросы. Не надо изобретать ответы самим – этот вопрос давно решен Церковью. Но человек думает, что он сам знает верное решение. Причем он не думает: «Так, этот вопрос я порешаю сам, а с этим я пойду, посоветуюсь со священником». Он не спрашивает, потому что не видит проблемы, и считает, что только так и надо приводить близких к Богу. А это большая ошибка. Причем настолько серьезная, что родственники активных «проповедников» часто жалуются: «Я бы и раньше пошел к вере, и тяга есть к Церкви, но пример моего родственника отталкивает меня!».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.