Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (817) → Последняя Пасха империи

Последняя Пасха империи

№16 (817) / 21 апреля ‘15

Страницы Истории

«Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ
и сущим во гробех
живот даровав!»
из Пасхального тропаря

Когда мы приходим в храм на главный праздник нашей веры – Пасху Христову, то находим его темным, без света. Как мир до Воскресения пребывал во тьме, так и храм, ожидающий Воскресения Господня, находится во мраке. Бог умер, и мир погрузился во тьму. Это удивительно и страшно – видеть мир без Бога. Тьма, непроглядная бесконечная тьма без радости и надежды – вот мир, в котором нет Христа. Это время было для апостолов самым страшным испытанием их веры. Учитель убит. Церкви больше нет. А если Он не Воскреснет? Тьма, реальная осязаемая тьма покрыла весь мир и души людей...

Но Христос Воскрес и даровал нам рай. Земля обетованная оказалась на Небе, и никакие земные потрясения и владыки больше не имели власти над ней. Мир, испорченный грехом, стал недостоин нового человека – Господь сделал христиан гражданами Неба.

История России перед революцией – трагедия для секулярного сознания и победа веры над духом мира сего. Царь-мученик, Церковь-исповедница и народ, подаривший сотни тысяч мучеников и исповедников веры Христовой. Со времени апостолов и первых христиан никогда в истории никакой народ не являл такой веры и такого самопожерт-вования, как в эти страшные времена. Русская Православная Церковь стала невестой Христовой, смиренно и безропотно приняв путь следования за Женихом. Возьми крест свой и иди...

Вот что пишет о русском обществе 1916 года Анна Александровна Танеева (Вырубова), близкая подруга Императрицы Александры Феодоровны, дочь Александра Сергеевича Танеева, статс-секретаря и главного управляющего Его императорского Величества Канцелярией, правнучка фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова:

«Я не сумею описать ход войны, но помню, как все, что писалось в иностранной печати, выставляло Государя орудием германского влияния. Но как только Помазанник Божий встал во главе своей армии, счастье вернулось русскому оружию и отступление прекратилось.

Один из величайших актов Государя во время войны – это запрещение продажи вин по всей России. Государь говорил: «It is horrid the government would profit through the people’s drinking, in this matter Kokovtzev is in fault» (ужасно, что правительство богатеет, спаивая народ). «Хоть этим вспомнят меня добром», – добавил он. Государь от души радовался, когда слышал, как крестьяне богатеют и несут свои сбережения в Крестьянский банк.

В октябре Государь вернулся ненадолго в Царское Село и, уезжая, увез с собой Наследника Алексия Николаевича. Это был первый случай, что Государыня с ним рассталась. Она очень о нем тосковала, – и Алексий Николаевич ежедневно писал матери большим детским почерком. В 9 часов вечера она ходила наверх в его комнату молиться – в тот час, когда он ложился спать. Государыня весь день работала в лазарете.

Когда Императрица основала комитет для наших военнопленных в Германии, через который они получали массу посылок, то газета «Новое время» напечатала об этом в таком духе, что можно было подумать, что комитет этот в Зимнем дворце основан, собственно, для германских военнопленных.

Трудно и противно говорить о Петроградском обществе, которое, невзирая на войну, веселилось и кутило целыми днями. Рестораны и театры процветали. По рассказам одной французской портнихи, ни в один сезон не заказывалось столько костюмов, как зимой 1915–1916 годов, и не покупалось такое количество бриллиантов: война как будто не существовала.

Кроме кутежей общество развлекалось новым и весьма интересным занятием – распусканием всевозможных сплетен про Государыню Александру Феодоровну. Типичный случай мне рассказывала моя сестра. Как-то к ней утром влетела ее belle soeur (свояченица, (франц.)) г-жа Дерфельден, со словами: «Сегодня мы распускаем слухи на заводах, что Императрица спаивает Государя, и все этому верят». Говорили, что она присутствовала на ужине в доме Юсуповых в ночь убийства Распутина...

Клеветники выискивали всевозможные случаи и факты, за которые они могли бы ухватиться для подтверждения своих вымыслов. Так, из Австрии приехала одна из городских фрейлин Императрицы, Мария Александровна Васильчикова, которая была другом Великого князя Сергея Александровича и его супруги и хорошо знакома с Государыней. Клеветники уверяли, что она была вызвана Государыней для переговоров о сепаратном мире с Австрией или Германией.

Клевета на Государыню не только распространялась в обществе, но велась так же систематически в армии, в высшем командном составе, а более всего союзом земств и городов. В этой кампании принимали деятельное участие знаменитые Гучков и Пуришкевич. Так в вихре увеселений и кутежей и при планомерной организованной клевете на помазанников Божиих началась зима 1915–1916 года, темная прелюдия худших времен…»

Пасху 1916 года Российский Император Николай II встретил со своей армией:

«В самый большой православный праздник, Светлое Христово Воскресенье, Государь Император пожелал быть в Царской ставке. На Страстной неделе он неизменно посещал все богослужения в Могилевском соборе. В Великую Пятницу Государь лично принял участие, совместно с высшими чинами Ставки, в выносе Плащаницы. В этот день, как и в другие дни Страстной недели, офицеры и казаки конвоя прибывали в собор к началу богослужений. На Страстной неделе при всех богослужениях в Могилевском соборе пел хор казаков конвоя под управлением регента старшего урядника Ромащенко.

По окончании Пасхальной заутрени и последовавшей за ней Литургии, которую Государь прослушал до конца, к Высочайшему столу от конвоя, помимо командира генерал-майора графа Граббе, был приглашен помощник командира полковник Ф. Киреев. Офицеры конвоя разговлялись в штабной столовой, казаки в своих казармах.

На первый день Святой Пасхи, 10 апреля 1916 года, офицеры и казаки конвоя имели честь христосоваться с Государем Императором, по старому русскому православному обычаю.

Офицеры по старшинству подходили к Государю и кланялись ему. Государь, подавая свою руку, приветствовал: «Христос Воскресе!». Офицеры отвечали: «Воистину Воскресе!» и христосовались с Государем.

Для христосования с казаками конвоя Государь обходил их строй и христосовался с каждым. При этом Государь лично вручал чинам своего конвоя пасхальный подарок, фарфоровое яйцо с вензелем имени Его Величества.

Лейб-гвардии 1-й Кубанской сотне, находившейся на Юго-Западном фронте, Царские пасхальные подарки были высланы на фронт. От Ее Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны каждому офицеру этой сотни были посланы личные письменные Высочайшие поздравления за подписью Государыни и Великих княжон.

Как Государь Император в Ставке, так и его Августейшая Семья в Царском Селе на Страстной неделе посещала все богослужения в Государевом Феодоровском соборе.

В соборе во время этих служб, кроме чинов конвоя и Сводного полка, присутствовали раненые офицеры и солдаты, находившиеся на излечении в Собственных Государыни и Великих княжон лазаретах.

К началу Пасхальной заутрени в собор прибыла Государыня Императрица, Наследник Цесаревич и Великие Княжны. Прибытие Ее Величества в собор у Царского входа ожидал обычный наряд от Конвоя. По окончании полунощницы, духовенство и певчие придворной капеллы, с пением «Воскресение Твое Христе Спасе...», вышли из собора крестным ходом. Государыня, Наследник Цесаревич и Великие княжны следовали за ними.

Большая площадь перед собором была освещена лампионами, окружающими весь Государев Феодоровский собор. С правой стороны собора со свечами в руках стояли казаки конвоя, с левой солдаты Сводного полка.

Во время крестного хода Государыня сидела в кресле перед папертью главного входа в собор. В руках у нее была большая свеча. Около нее стоял Наследник Цесаревич Алексий. Великие княжны принимали участие в крестном ходе вокруг собора. С одной и другой стороны кресла, на котором сидела Государыня Императрица, стояли гвардейцы (один офицер, один урядник и три казака).

Когда духовник Их Величеств о. А. Васильев огласил радостную весть: «Христос Воскресе!», красивым заревом вспыхнули бенгальские огни, и крест собора осветил прожектор.

Офицер конвоя, стоявший справа от Государыни, заметил неизвестного господина, пристально смотревшего на Государыню. Оказалось, это был художник, хотевший запечатлеть и написать величественную картину Пасхального крестного хода вокруг Феодоровского Государева собора в присутствии Государыни Императрицы.

Когда Пасхальная заутреня была закончена, Государыня и Великие княжны подошли к протопресвитеру о. А. Васильеву, поздравили его с Великим Праздником и приложились к св. кресту.

Государь Наследник Цесаревич Алексий, а за ним офицеры, казаки и солдаты, после целования креста, христосовались с о. А. Васильевым и со служившим с ним протодиаконом Зимнего дворца о. Гонестовым.

В конце св. Литургии протопресвитер, приветствуя всех молящихся в соборе с Праздником Светлого Христова Воскресения, в своем слове отметил, что в такой Великий Праздник Государь Император находится со своей армией, желая этот день Праздника из праздников разделить с горячо им любимыми войсками. Хор и с ним все находившиеся в соборе запели: «Спаси, Господи, люди Твоя!»

В первый день Св. Пасхи офицеры и казаки Конвоя, бывшие на службе в Царском Селе, прибыли в Александровский дворец, где Ее Величество принимала поздравления с праздником Христова Воскресенья, во время которого всем ее поздравлявшим вручала свой пасхальный подарок. Получая от Государыни Императрицы пасхальную «писанку», офицеры и казаки Конвоя целовали ее руку. На столах стояли большие корзины с пасхальными фарфоровыми яйцами, на которых был изображен вензель с именем Ее Величества. Наследник Цесаревич и Великие княжны брали из корзин эти пасхальные яйца и передавали их Государыне. Таким образом, в жаловании пасхального подарка принимала участие вся Царская Семья»

Конец – это всегда начало. Там лучше, чем здесь, и в букетах живых всегда на цветок меньше… Мир этот исчезнет в огне, как свиток, и один цветок из райского сада окажется больше всех земных сокровищ. Небо – родина живых.

Старая фотография: Пасха 1916 года. Русский офицер в окопе с пасхальным яйцом в руке рядом с выложенным из снарядных гильз пасхальным возгласом: «Христос Воскресе!» Через два месяца, спасая союзников, русские войска под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова совершат на Юго-Западном фронте победное наступление, которое переломит ход Первой мировой войны в пользу Антанты и войдет в историю как знаменитый «Брусиловский прорыв». Русские снова победят, пожертвовав собой, а уже меньше чем через год Российская империя навсегда исчезнет из истории...

Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства
Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс