Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Протоиерей Всеволод Чаплин: Творчество и гражданская позиция писателя

Протоиерей Всеволод Чаплин: Творчество и гражданская позиция писателя

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Комментарий недели

Несколько дней назад скончался русский писатель Валентин Григорьевич Распутин. 18 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание писателя в Храме Христа Спасителя при большом стечении народа. Присутствовали и государственные деятели, и многие соратники Валентина Григорьевича по творчеству и по гражданской деятельности. Присутствовало около двух тысяч человек: люди самого разного положения, происхождения, разных поколений. Они пришли, чтобы воздать должное писателю и помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Валентина.

Святейший Патриарх сказал перед гробом Валентина Григорьевича вот такие слова: «История нашей русской литературы явила множество замечательных имен. Писателей, которые отличаются от большинства людей, пишущих художественные тексты, мы называем известными, популярными, выдающимися или великими. Последнее определение дается только тем писателям, которые оставляют особый след в истории литературы, в истории мысли и в духовной истории своего народа. XX век, в том числе и послереволюционный период нашей истории, отмечен именами писателей, о которых мы можем сказать, что это были великие писатели. Их совсем немного, и еще нет общего мнения, кого из них можно отнести к числу великих окончательно. Но совершенно очевидно, что Валентин Григорьевич Распутин был одним из великих русских писателей XX века».

Святейший Патриарх сказал о том, что величие определяется не только красотой слова и меткостью высказывания, но тем, насколько писатель возвышает душу человека, меняя ее к лучшему. Вот что было сказано Его Святейшеством: «Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, как и культура, перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура».

Святейший сказал и о том, что между между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий, потому что «их объединяет одно и то же целеполагание – возвышение человеческой личности. А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то политических, идеологических и прочих человеческих интересов, либо когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности и разрушает ее. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии».

Сегодня часто говорят: художнику можно все, и попытка нравственно оценивать деятельность художника якобы «безнравственна». Но совершенно очевидно, что культура – это не просто яркость, одаренность творческого человека. Это соотнесение его с некоей миссией. Вокруг самой этой миссии сегодня ведутся ожесточенные споры. Эти споры отражают некую борьбу за власть. Люди, ненавидящие саму идею нравственной строгости, чистоты, возвышенности, пытаются насадить систему взглядов, прямо противоположную этим идеалам. И насадить они пытаются ее именно через так называемое творчество – через контркультуру, псевдокультуру, антикультуру.

Нам пытаются сказать, что самые яркие творческие проявления раскрепощают стихию человеческих страстей. А эта стихия есть якобы лучшее, что только может быть в жизни, настоящее счастье. Но культура, возвышающая душу человека здесь, на земле, и открывающая душу для вечности, совсем другая. Она не потакает низменным устремлениям. Она не стимулирует их, она культивирует устремленность к небу.

Валентин Григорьевич Распутин, может быть, только со временем будет понят как человек, который говорил о христианской душе, формально редко проповедуя в своих произведениях, но говоря о том, какова все-таки та глубинная вера нашего простого народа, которая и сохранила его, несмотря на все лихолетья, на все попытки силой переделать волю и жизнь народа. Против этих попыток Валентин Григорьевич выступал в разных исторических обстоятельствах.

Сегодня, когда после кончины писателя прошло несколько дней, неудобно, наверное, его критиковать. И те критики, которые высказывались о нем пренебрежительно, оскорбительно, несколько поумолкли: слишком велика сила таланта и слишком велика настоящая скорбь многих людей. Сам тот факт, что проститься с писателем пришли тысячи людей – не только во время отпевания, но и до совершения чина погребения – говорит о том, что народ услышал душу родственного ему по образу мысли писателя. Поэтому сегодня сложно спорить с Распутиным. Но вместо того, чтобы спорить, пытаются подчеркнуть художественные достоинства произведений Валентина Григорьевича и не заметить его гражданской позиции. С этой позицией сегодня, кстати, и спорить-то сложно, потому что страна постепенно преодолевает то, против чего выступал писатель как гражданин и как общественный деятель.

Творчество Распутина нельзя отделить от его гражданской позиции. Эта позиция всегда была направлена на защиту народа, ради которого должно жить все в государстве и в обществе, включая власть, экономические конструкции, элиты, информационную составляющую общественной жизни. В свое время Валентин Григорьевич и в контексте художественной прозы, и в контексте общественной деятельности пробудил у массового читателя сочувствие к той русской деревне, которая пала жертвой экономических процессов – может быть, очень мощных и эффективных, но все-таки связанных с радикальным, трагическим изменением образа жизни огромного количества людей.

Тогда писатель не побоялся выступить против мощной поступи советской экономической системы, которая растаптывала образ бытия некоторого количества наших сограждан. «Независимая газета» недавно даже назвала его диссидентом. Он в каком-то смысле им и был тогда, в советское время, когда отстаивал религиозно мотивированный, выстраданный веками образ жизни людей перед лицом наступавшего диктата экономической мощи и экономической целесообразности. Душа у Распутина важнее денег и важнее экономической мощи. Образ жизни людей и гармония их взаимоотношений для Распутина очень важны.

Точно так же в 1990 году он выступил против доминирующих тенденций во власти и в публицистике, подписав так называемое «Письмо семидесяти четырех», письмо русских писателей и иных деятелей культуры, где было сказано следующее: «Русофобия в средствах массовой информации СССР (заметим: это тоже было выступление против советских властей) сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую пропаганду. Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом», угрожающим другим нациям и народам. Для этого лживо, глумливо переписывается история России, так, что защита Отечества, святая героика русского патриотического чувства трактуется как «генетическая» агрессивность, самодовлеющий милитаризм». (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс