Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжим говорить о благодати и о том, что слово это в наши дни часто используют невпопад, увы, и христиане. Пример тому – светские новости о празднике Крещения, в которых почти каждый выпрыгивавший из проруби человек, независимо от того, был у него крестик на груди или нет, говорил о некоей «благодати», посетившей его в ледяной воде.
О чем на самом деле говорили эти люди? О физических ощущениях? Об эмоциях? Кто знает… Но вряд ли они говорили о том, что понимается под благодатью в учении Церкви. А там сказано следующее. Во-первых, благодать – это свойство Божие. И оно проявляется в отношении Творца к падшему человеку и выражается в прощении ему грехов, в помиловании и спасении. Во-вторых, благодать означает силу Божию, которой и совершается спасение человека.
Понятие о благодати, как свойстве милующей и спасающей любви Божией, мы находим уже в Ветхом Завете. Ее действие начинается с момента самого грехопадения, и выражается в том, что Бог даровал людям обещание искупления и наказание за грехопадение. Да-да, благодать может действовать и в наказании, и проявляться как милосердие и сострадание Бога, как Его долготерпение и готовность прощать грешника и даровать ему жизнь. И в Новом Завете благодать представляется как милующая любовь Бога к грешнику, как сила, которая даруется ему для спасения. И на сегодняшнем «Уроке Православия» мы будем говорить, как действует благодать Божия в человеке и как человек может ей содействовать или противиться.
Подробно, ясно, доступно святоотеческое учение о значении благодати в деле спасения человека раскрывает святитель Феофан Затворник. В своих творениях он пишет, что благодать есть сила Святого Духа, даруемая людям для усвоения спасения во Христе. И эта сила способна на многое. Она способна производить в человеке духовную жизнь, способна возрождать и обновлять, просвещать и освещать только в том случае, если человек ей не противится. Говоря о духовной жизни, святитель Феофан напоминает, что любой успех этой самой жизни во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь – вся от Пресвятого Духа Божия, а у нас, хоть и есть свой дух, но сам по себе он еще бессильный и может укрепиться лишь тогда, когда его осенит благодать.
Здесь важно понимать, что это не та сила, которая делает человека сильным и смелым, умным и дальновидным, то есть самым-самым лучшим и первым среди людей. Нет. В духовной жизни все иначе, все не от мира сего. В ней человек, получающий от Бога эту силу, тоже постепенно становится «самым-самым». Но совсем по иной шкале ценностей – по заповедям Господним. А в них говорится: кто хочет быть первым, пусть будет из всех последним, и говорится, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И Сам Христос говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Очевидно, что благодать и смирение неразрывно связаны между собой, потому преподобный Силуан Афонский поясняет, что благодатные внушения, то есть действие благодати, побуждают нас к смирению! Заметим, не к ликованию плоти, вырвавшейся из ледяной воды, а к тихому и мирному состоянию души. Все же удивительны законы духовной жизни!
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Когда приходит смирение? Когда человек реально видит свое духовное состояние. Состояние не то, которое видел фарисей, а то, которое видел Евангельский мытарь. Он увидел состояние своего падения, погибели, опасности, – и невозможности самостоятельно его исправить. В этом случае у человека остается только надежда на Бога, только «помилуй, Господи» и «Боже, милостив будь ко мне, грешному!».
Это такое настроение, когда человек уже не надеется на себя, на свой ум, на свои знания, способности, друзей, деньги, имущество. Он надеется только на Бога. И уже само это ощущение является действием благодати, когда человек «видит свои грехи, как песок морской». Если новоначальному человеку или нам с вами враз показать наши грехи, у нас сердце не выдержит.
Поэтому Господь постепенно открывает человеку видение своих грехов, это тоже действие Божественной благодати. И смирение человек приобретает не единомоментно. Это не удаление зуба или аппендицита, что «миг – и у тебя нет никаких грехов, и ты стал смиренным!».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.