Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (810) → В Крещении человек освобождается от всякого духовного рабства

В Крещении человек освобождается от всякого духовного рабства

№9 (810) / 3 марта ‘15

Исследуйте писания

Человек есть дух, заключенный в тело, дух, живущий в теле, дух, для которого связь с телом является важнейшей характеристикой его существования. Как говорит апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, дух мучается, пока не обретет своего воскрешенного тела. Даже дух праведников, дух спасенных определенным образом мучается, пока не обретет полноты бытия в воскресении мертвых.

Потому-то нужно воскресение, что человек не может жить, как ангел, не может быть только духом, полнота его жизни неразрывно связана с телесностью.

И если человек не может владеть своими телесными силами, то он, как и сказано в Псалтири, уподобляется скотам несмысленным, которые живут только инстинктами. Хотя мы знаем из примеров из жизни животных, что у них порой в определенной сфере отношений чистоты и регламентированности больше, чем у людей. Тем не менее, Псалтирь выражается так, потому что принято считать, что животные – это существа, не способные разумно управлять своей природой и живущие инстинктами. А человек, не могущий управлять собственным телом, раздираемый инстинктами, страстями, не может считаться свободным, ведь он – раб своего тела. Вернее, как говорит Писание, он раб плоти, раб греха и ничего не может сделать сам с собой, потому что не может терпеть.

В Крещении каждый человек освобождается от всякого духовного рабства, рабства дьяволу, рабства плоти, рабства греху. И если он не чувствует этой свободы, то значит что-то с ним не так. Если после Крещения человек не может находить в себе сил обуздывать сам себя, то значит в нем нет проявлений этой свободы, значит он по-прежнему данник греха, данник плоти.

Но это же невозможно после Крещения! И вот тут очень важно разобраться, что происходит. Надо прийти и задать вопрос священнику, духовнику. Если он не может ответить на этот вопрос, надо искать ответ, пока не найдем. Потому что, если мы, пройдя в сознательном возрасте Крещение, не поймем, почему не можем справиться со страстями, никакой духовной жизни в нас продолжаться не может. О какой победе над грехом говорить, если даже телом собственным мы управлять не в состоянии? Причина, почему нет в нас этой свободы, не чувствуем мы этой свободы, это то, что в нас не действует Святой Дух. Ведь, как мы знаем из только что приведенного отрывка Послания апостола Павла к Коринфянам и из писаний святых отцов, Дух Святой в принципе не может жить в человеке, который болен блудными страстями: как мы уже сказали, блудные помыслы, стремление быть неверным по отношению к своему Богу есть явное свидетельство, что человек не в Боге, что не имеет в себе Святого Духа.

Потому он и мертв, потому и не чувствует того, что должен чувствовать человек в Боге, он не чувствует свободы от страстей и греха, не чувствует свободы в отношении собственного тела, его что-то мучает, а раз мучает, в нем жизнь Святого Духа не проявляется. И надо задать вопрос: почему происходит такое? Конечно, важно понимать, что человек не может всецело обуздать эту силу. Речь идет не о совершенном обуздании этой силы родовой, а о том, чтобы иметь над ней власть. Но потому и сказано апостолом Павлом, с этого начинается 7-я глава: «во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа, муж оказывай должное расположение, подобно и жена мужу». То есть, апостол Павел, сам будучи девственником, сознает, что на самом деле девственное существование есть особый уникальный дар, а все прочие, вступающие в Церковь, чтобы избежать ситуации, когда волей-неволей начинаешь культивировать и питать блудные помыслы, должны иметь жену, чтобы тело не мешало служить Богу.

Апостол Павел раскроет более глубоко тайну христианского брака в Послании к Ефесянам. В Послании же представителям общины города Коринфа, у которых совершенно конкретная ситуация, он пишет таким образом. И это тоже есть свидетельство важности, не побоюсь этого слова, брака для жизни человека в Церкви, жизни человека во Христе. Чтобы не мешало ему тело исполнять служение, чтобы не пробуждало в нем недолжных влечений, он должен иметь для этого способность регламентации своих телесных сил, то есть иметь жену, жена должна иметь мужа. Тогда он – хозяин положения, может решать, что, где и когда, потому что он ввел некоторую силу, энергию своего тела, над которой он не властен и не властен никто из людей. Даже девственный апостол Павел, даже все девственники мира не своей силой это сделали, это Бог их сделал такими.

Поэтому Церковь в своих канонических постановлениях категорически запрещает девственным людям или монашествующим превозноситься над людьми, состоящими в браке. Никто, ни один человек не в состоянии обуздать этой силы, только Бог это делает. И однажды к этому прикоснутся все, и это будет естественным для всех, но это будет только тогда, когда наши особые, преображенные, лишенные этой дебелости тела воскреснут из мертвых.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс