Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Епископ Колпашевский и Стрежевский Силуан: Евангелие возвещает нам познание о Боге

Епископ Колпашевский и Стрежевский Силуан: Евангелие возвещает нам познание о Боге

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Архипастырь

Сегодня мы, как обычно, во время Божественной литургии внимали слову Божьему и в том числе слышали слова апостола Павла, в которых он говорит своим духовным чадам, что они приняли от святого апостола Евангелие не человеческое, потому что и он принял его не от людей, а от Самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Вот, вслед за апостолом Павлом и его чадами и мы имеем с вами Евангелие не человеческое. Но что это означает? Означает это, что оно и не для людей? Конечно же нет. Евангелие имеет не человеческое происхождение, – вот о чем говорит апостол Павел. А какое же оно имеет происхождение? Божественное. Это Божественное Откровение. Что в нем нам открывает Бог? В первую очередь истину о Самом Себе. Он в первую очередь Самого Себя нам открывает. И без этого Откровения представления о Боге были бы у нас очень скудные, подобно тому, какие они были у древних язычников, которые каким-то внутренним, неким своим духовным чувством ощущали, что Бог-то есть, испытывали в нем нужду, но Каков он есть, они не могли понять своим умом. А сердца их, омраченные грехом, не видели Бога. И вот Господь, взирая на тот мрак, в котором пребывал человеческий род до Пришествия в мир Христа, и благоволил послать Сына Своего Единородного, чтобы Тот, придя в человеческом образе, в человеческой плоти и крови, явил таким образом нам, в Своем человеческом образе, по слову апостола Павла, всю полноту Божества. Поэтому во Христе мы знаем Бога настолько, насколько только можем, насколько способны вместить. Может быть, Господь и больше бы нам дал, но мы и вместить больше не можем, пока здесь, на земле, а в будущем веке, как говорит апостол, познаем подобно тому, как и сами познаны от Бога.

Итак, в первую очередь Евангелие возвещает нам познание о Боге. А ведь Бог есть – вечная Жизнь. Он есть Полнота любви, Полнота всех благ, Небесных и земных, Источник жизни и земной, и вечной, Творец всего мира и его Промыслитель. Поэтому источник блага человеческого, его счастье в этой жизни и блаженство в будущем веке – в Боге. Значит, познание Бога означает вместе с тем и познание того пути, который ведет человека к счастью и к блаженству. Познание пути, который чужд ошибок и заблуждений, чужд зла и распада, разрушений и всякого зла – поэтому так важно нам знать этот путь, чтобы избегать бессмысленных страданий. А если и идти путем скорбей, то чтобы эти скорби возводили нас в Царство Небесное, были осмысленными во Христе и способствовали очищению нашего сердца и ума.

Но Евангелие открывает нам не только истину о Боге, но и истину о человеке – каким должен быть человек, чтобы быть достойным своего высокого звания. Что такое человек? В первую очередь – это образ Божий. И поскольку Бог есть совершенное Существо, то и человек, его образ, должен быть совершенным. К этому все мы с вами призваны. И то, что это возможно вновь открывает нам Богочеловека Иисус Христос. Он не только Спаситель мира, но и Образец для подражания, наш Учитель, Которому мы должны подражать, стараться быть, как Он. По слову апостола Павла, иметь те же чувства, что и во Христе Иисусе.

И очень важно, что эти две истины о Боге и человеке даны нам не людьми, которые могут заблуждаться, а Самим Богом, Который заблуждаться не может, поскольку Он – сама Истина. Значит в Евангелии мы имеем абсолютную, непогрешимую истину и о Боге, и о самих себе. А если мы имеем истину, то должны ей и следовать. Если же мы ей не следуем, то уже не имеем никакого оправдания. Язычники имели, потому что они истины не знали, иудеи имели некое оправдание, потому что они знали истину, но не в полноте, а мы с вами, христиане, никакого оправдания своей лености и нерадению не имеем, потому что мы знаем истину, имеем истинное Божественное Откровение. Но более того, мы имеем с вами Церковь, в которой имеем возможность этой богооткровенной истине следовать.

Если бы Бог только возвестил нам, как должно жить и какими мы должны быть, мы были бы несчастными людьми, потому что, зная о своем призвании, мы не имели бы сил его осуществить в своей жизни. Но Господь дал нам источник духовных сил в Святой Своей Церкви. Он ее создал на земле и заплатил за это дорогой ценой. Сын Божий, став Человеком, воспринял на Себя грехи всего мира, омыл их Своею Кровью, Своею смертью на Кресте искупил нас от власти греха и смерти, от власти дьявола. А это значит, по слову апостола, что мы уже не свои, что мы этой Кровью Богочеловека усвоены Самому Богу и значит должны идти тем истинным и спасительным путем, который начертал Господь в святом Евангелии и идти по которому Он укрепляет нас в Святой Своей Церкви.

И в эти дни особенно осязательно воспринимаем мы эту истину, потому что мы вспоминаем Пришествие в мир Бога, – это становится для нас как бы осязательным. Бог пришел в мир беспомощным Младенцем, как бы отдав Себя в руки людей. И одни люди приняли этот дар с благодарностью, а другие с ненавистью, враждой, помышляя даже убить богомладенца Христа. Сегодня мы тоже в евангельском чтении об этом слышали. Вот так вот приближение Бога к человеку вызывает разные чувства. И наши чувства по отношению к Богу зависят в первую очередь от нашего духовного устроения, а вернее, от одной единственной вещи – от того, что мы на самом деле в нашей жизни любим.

Как говорит блаженный Августин, любовь бывает двояка. Бывает любовь к Богу до отвержения самого себя. И это та любовь, которую должен иметь в своем сердце каждый христианин. И, конечно, такая любовь жаждет единения с Богом, всецелого с Ним общения, вечного с Ним пребывания. Но есть и другая любовь. Любовь к себе, до отвержения Бога. И такая любовь, конечно же, Бога не желает, потому что его Пришествие отнимает у человека то, что он любит – его собственные грехи, его страсти, земные привязанности. Но вот эта вторая любовь – она ложная, она и любовью то не может быть названа в полной мере. Это любовь, которая убивает нашу душу, которая обкрадывает ее. Удаляя нас от Бога, такая ложная любовь погружает нас в стихию смерти. Будем же бояться такой греховной любви – любви к самим себе! Будем, напротив, созидать в себе любовь к Богу. И тогда в Боге мы найдем и самих себя такими, какими должны быть, потому что Бог пришел в этот мир, как Он Сам говорит, не для того, чтобы мы ему послужили, а для того, чтобы Ему Самому нам послужить и отдать душу Свою. И, если Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного за грехи мира, то, конечно, он больше всего желает нашего блага. Поэтому, если мы будем хранить и созидать в своем сердце любовь к Богу – это и будет в нас источником всякого блага, которое и подается человеку благодатной силой Божией.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс