Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начинается разговор о браке с 12-го стиха 6-й главы Первого Послания к Коринфянам. Собственно говоря, начинается даже раньше, с прелюбодейного падения одного из коринфских христиан, который согрешил с женой своего отца. Мы не можем сказать, почему он это сделал, какие обстоятельства к этому привели и что за человек был этот коринфский христианин. Но из контекста последующих рассуждений апостола Павла о браке, отвечающих именно на это вопрошание, можно предположить, что этот коринфский христианин, воодушевленный любовью или неофитской ревностью к Богу, решил не связывать себя узами брака, чтобы не оказаться снова привязанным к миру. Но не выдержал. Тело, страсти потребовали удовлетворения, и он удовлетворил страсть образом, описанным в 5-й главе. Начало 7-й главы говорит о том, что если христианин не может воздерживаться и не может гарантировать, что будет в состоянии совладеть с собой, то лучше ему жениться.
Начиная с 12-го стиха 6-й главы апостол Павел говорит о браке и телесных отношениях в браке и говорит, как к этому относиться христианину: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею».
Здесь есть очень важный момент, на который нужно обратить внимание, чтобы понять дальнейший смысл рассуждения апостола Павла. При чем здесь пища и при чем здесь чрево? Чрево для пищи, пища для чрева – Бог упразднит и то, и другое. При чем здесь это? Речь-то ведь идет о других вещах – о браке, о целомудрии, дальше будет разговор о девстве, о том, как сохранять отношения в браке, и, в первую очередь, конечно, о телесной стороне брака, как мы увидим это в 7-й главе.
Ни слова дальше о пище не говорится. И вообще, где логика? Разве мы едим, чтобы набить чрево? Мы же едим, чтобы жить. Ну, вернее, нам так кажется. На самом деле мы едим, это надо признать, именно чтобы набить свое чрево. Чтобы жить, нам нужно совсем немного пищи. Мы знаем из опыта святых отцов, что человеческое существо может жить на очень малом, и при этом жить достаточно насыщенно и полно. Ну, ладно, святые отцы… Мы знаем, как может жить человек на очень скудной пище в условиях какого-нибудь концлагеря. Как, оказывается, мало надо человеку, чтобы не просто жить, но молиться, надеяться, писать стихи, исполнять каторжный труд, работать по 10–12 часов на жутком морозе! И любой христианин, хоть раз прочитавший Евангелие, знает, что вообще «не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».
Нам для жизни нужна сила Божия, энергия Бога, Причастие Святых Христовых Таин. Все остальное нам нужно для чрева. И мы едим, подавляющее большинство человечества, – за редчайшими исключениями, чтобы ощутить состояние сытости, а отнюдь не чтобы поддержать свою жизнь. Всякий раз человек хочет погасить состояние голода и ощутить состояние сытости. И ничего с этим не поделаешь. У человека есть чрево, оно хочет есть, и человек насыщает его до сытости. Кто-то в этом знает меру, кто-то не знает, но в целом все люди обременены этой приверженностью собственному чреву. В этом наше наказание, в этом наше унижение, если хотите, в этом наше скотство, в самом прямом, грубом, если хотите, античном смысле этого слова.
Но апостол Павел видит дальше и глубже, чем видят Платон или стоики, размышляющие, что тело, наша плоть, чрево есть проклятие и наказание человека. Он видит нечто большее, чем античные авторы: человек не способен избавить самого себя от этого проклятия, от приверженности чреву. И те люди, которые этого исключительным даром благодати достигают, не могут для всех быть образцом. Христос ел и пил. Конечно, не так, как мы, в Нем не было греха, но Он ел и пил. Мы знаем из святоотеческой традиции, что, испытав разные способы поста, – кто-то 40 дней, кто-то меньше, кто-то неделями не вкушал пищи вообще никакой и не пил, приходили к простому: норма человека – один раз в день вкушать, лучше не до сытости, так спокойнее. Но тем не менее понимали, что «чрево» совершенно упразднить нельзя, оно есть условие существования человека в этом мире. Это может рассматриваться как наказание, а может – как спасительный балласт, который не дает взлететь туда, куда не надо, или не даст потонуть. Это некий бурдюк, за который держится человек, но благодаря этому способен плыть, держаться на поверхности. Нам до конца неизвестно очень многое, что сделала Премудрость Божия с человеком, когда он пал. Раз мы потеряли способность быть всецело с Богом, в нас произошли некоторые иные изменения, но, несомненно, Премудрость Божия, делающая с нами нечто, делает всегда это на пользу нам.
Апостол Павел знает это и говорит, что не надо бороться с чревом, его невозможно уничтожить. Наступит день, наступит такое состояние человека по воскресении из мертвых, когда все будет упразднено: и пища, и чрево. И человек сможет жить, как ангелы на Небесах. Но до того, как наступит этот день, а наступит он по воле Божией, ничего сделать с этим не может. Главное для человека – это не подчиниться чревности, а овладеть ею.
Таким образом, все усилия человека должны быть направлены на то, чтобы не подчиниться чревности своей, не стать зависимым от пищи, то есть некоторый регламент ввести в режим собственного питания, именно режим. Человек должен каким-то образом эту часть своей жизни регламентировать. Любой понимает, что есть чрево, его надо насытить, иначе пока человек голоден, он не может ничего сделать.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.