Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
А может, нас просто ничто не волнует – раз мы не откликаемся на слова Спасителя : «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», как не откликаемся на Его приглашение на званый ужин, и как не переживаем по поводу слов, которыми заканчивается эта притча: много званых, но мало избранных.
Если мы хотим идти по пути спасения, хотим выбраться изо рва собственных грехов, то бездействовать никак нельзя! Более того, мы в своих действиях должны проявлять активность, настойчивость, решительность. Однако именно этого нам чаще всего и не хватает… Наблюдая подобную пассивность и захожан, и прихожан, отец Андрей готов предположить, что люди просто не хотят брать на себя ответственность за собственное же спасение.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Ответственность должна быть у нас всех. Не только у священника или епископа. А мы что, в детском саду находимся? Нет, христианин должен ответственно подходить к подготовке к таинствам и использовать все те возможности, которые дает наше время. Мы все грамотные, книги напечатаны, духовенство есть. Если человек хочет, он найдет и время, и возможность, и проконсультируется. А если прячется, остается теплохладным, то когда-то обличится эта неправда.
Мы уже сравнивали Исповедь с экзаменом, который держит перед Богом человек, живущий в покаянии, точнее, учащийся так жить. Но в чем-то эта аналогия с обычным экзаменом не срабатывает. Например, обычный студент спокойно готовится к экзамену, повторяет пройденное, что-то читает, что-то записывает, но волнений особых не испытывает. Все переживания, как правило, приходятся на момент сдачи экзамена, когда надо тянуть билет, отвечать на вопросы преподавателя. А на Исповеди все иногда оказывается наоборот. Во время подготовки к ней, как к некоему духовному экзамену, человек может переживать многое: и боль, и скорбь, и стыд… Но вот он подходит к аналою – и нет у него в этот момент никаких покаянных чувств! На самом экзамене он оказывается холоден и вроде даже никак о содеянном не сокрушается. Кто-то по поводу такого своего «окамененного нечувствия» недоумевает, а кто-то даже старается буквально «давить» из себя хоть какие-нибудь чувства. Но разве Богу или самому человеку подобный спектакль нужен?
Протоиерей Андрей Канев: – Мы с вами уже говорили о том, что покаяние и Исповедь – единый процесс. Исповедь – это действительно экзамен в этом процессе, одна его часть.
Бывает так (я думаю) многие из нас переживали такие случаи, когда сидишь вечером дома, готовишься, и есть сокрушение, и молитва сокрушенная есть, и видение греха, и желание исправления, все вроде бы есть. И на бумажечку ты пишешь эти слова – они не холодные, они продираются из сердца. А на Исповедь пришел, в очереди постоял, к аналою подходишь – и пуст как барабан или холоден как камень.
И человек начинает этим смущаться. Нам же кажется, что мы что-то должны на этом экзамене изобразить, правильно? Доказать, что ты покаялся. И бывает (у сестричек, конечно чаще), когда на Исповеди выдавливает человек из себя слезы. Да не надо ничего специально выдавливать! Если это единый процесс, то правильная подготовка к Исповеди уже совершилась – там, дома. А бывает и наоборот, дома спокойно прошло, а в храме это покаянное чувство усилилось. Не надо от этого смущаться, это один и тот же процесс. Это и есть подготовка к Исповеди, то есть ты правильно подготовился, если хорошо посокрушался о грехах; а на Исповедь принес уже результат этого труда. И поэтому что-то из себя изображать, играть совсем не надо.
Если ты холоден, нужно посокрушаться об этом, помолиться: «Господи, вот я стою перед Тобой холодный как камень. Растопи мое сердце покаянием!». Так будет честнее, чем если мы будем что-то изображать. Кого обманывать? Священника? Священника обмануть очень просто, он такой же человек, как мы.
Когда человек становится опытней, то, наблюдая за собой, может увидеть, что яркие чувства раскаяния, которые были в начале его христианской жизни, приутихли. Это не означает, что человек покаяние потерял, – просто чувства стали другими. И это не плохо. Сам-то человек неравнодушен, просто нет каких-то эмоциональных потрясений. Кстати, это тоже проблема, люди почему-то ждут этого от регулярной Исповеди. Нужно тихое сокрушение, а человеку кажется, что каждый раз нужны эмоции. Попробуй-ка нас эмоционально потряси каждый раз, что с нашей душой будет? Нужна уже тихая внут-ренняя работа, а не игры чувств и эмоций.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.