Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Именно образ закваски помогает понять, что на самом деле есть такие элементы, духовные энергии, такие – нелегко определяемые – элементы духовной жизни, которые, когда они есть в человеке, способны изменить всю его жизнь. Если это закваска фарисейская, зак-васка лицемерия, лукавства, тщеславия, когда человек весь нацелен на то, чтоб получить похвалу от людей, то она может испортить всю жизнь человека. Мы это и видели на примере тех самых фарисеев, которые внешне были праведны, действительно соблюдали закон, по крайней мере, формально, но были наполнены перебродившим очень гнилым духовным элементом. Как говорил Христос: «Внутри же вы полны суть разной мерзости смердящей».
Закваска тщеславия, заквас-ка фарисейская может отравить всю жизнь человека. Молится ли он, постится ли, изучает ли Священное Писание, учится ли в богословском учреждении, творит ли дела милосердия, исполняет ли социальное служение, служит ли священником или монахом, но если он тщес-лавен, то вся жизнь его будет отравлена и никакой надежды ему на спасение нет. Мы знаем это из святых отцов. Иоанн Лествичник пишет, что тщеславный человек – самый несчастный человек на земле, потому что он во всем себе отказывает, чтобы получить похвалу от братий, от людей, приходящих в монастырь или в храм, или к нему за советом и утешением. И в той жизни он ничего не получит, потому что все получил в этой. Он ведь искал только здешней славы, человеческой, а славы от единого Бога не искал. А, по слову Евангелия, те, кто не ищут славы единого Бога, обречены – в Евангелии от Иоанна есть такие слова Господа нашего Иисуса Христа.
Святые отцы свидетельствуют, что тщеславие – самая вредная страсть: если человек возлюбил ее, она может похитить его из рук Божиих.
Вот такая ситуация с зак-ваской. Маленький помысел, всего лишь оттенок настроения, маленькая любовь к тому ощущению, когда тебя любят и хвалят, может разрушить всю нынешнюю жизнь человека и будущую тоже.
Может быть и закваска порока, о которой здесь говорит апостол Павел: когда в человеке есть любовь к некоей страсти, к услаждению плоти, и он всячески стремится найти способ свою плоть усладить. Известен случай из древнего патерика, когда монах был лишен духовного спасения только за то, что сохранил одну лишь малую монету. Но он берег ее как зеницу ока, теша себя мечтами, как мог бы ее потратить; он так ее и не потратил, но эти иллюзии, надежда на то, что все-таки при желании он может как-то себя утешить, лишили его духовной награды за его действительно долгий подвиг и жизнь в монастыре. Таких сказаний очень много в древних книгах о жизни святых отцов.
И каждый, наверное (если внимательно посмотрит внутрь самого себя или вокруг), увидит немало подобных примеров. У нас в народе это очень хорошо выражено пословицей «каждый понимает в меру своей испорченности». Если человек внутри испорченный – если он порочен, то ему и все люди представляются порочными. Он, может быть, не откровенный развратник, но внутри у него есть блудная страсть, им самим сознаваемая. Он же понимает, что вроде ничего плохого не делает, так только, иногда позволяет себе о чем-то помечтать сверх приличных норм. Вроде бы ничего, до греха он не доводит, но внутри он – на самом деле – полон нечистоты, и она проявляется в первую очередь в том, что в окружающих он видит то же, ему кажется, что нечистотой наполнены все люди.
Ярче всего это отражено еще в одном древнем сказании. Стоит человек ранним утром на площади, а второй быстро идет куда-то. И вот один подумал бы, что это, наверное, вор, который спешит укрыться от преследования. Другой подумает: это любовник, который был у чужой жены и теперь спешит скрыться, потому что встает солнце, а третий – «этот человек спешит пораньше в храм, чтобы помолиться Богу».
Каждый понимает так, как устроено его сердце. Если мы видим в человеке нечистоту, если видим в человеке, что он сребролюбив, если нам кажется, что он гневен и завистлив, то это в первую очередь потому, что мы сами гневливы, завистливы, нечисты или сребролюбивы. Вот тем и отличается опыт восприятия человеком другого человека у святых отцов. Они на самом деле видят, что есть в человеке, но видят это бесстрастно. Они сами чисты и поэтому видят человека не сквозь призму осуждения, неудовольствия, возмущения его поступками или непонимания его действий.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.