Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся сегодня в этом зале на открытии Пятого съезда епархиальных миссионеров.
Миссионерство как свидетельство о Христе-Спасителе составляет одну из важнейших задач Церкви. Оно является исполнением слов Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Это великое поручение непосредственно связано с главной целью существования Церкви – соединение людей с Богом. Единство же с Творцом невозможно без обретения веры, но, по слову апостола Павла, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (см.: Римл. 10, 14).
Посему любое направление церковной деятельности должно быть сопряжено со свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем. Особенно это актуально в современную эпоху активного церковного строительства, когда происходит открытие новых епархий.
Любая новообразованная епархия – это не только еще одна территориально-админис-тративная единица, но, в том числе, и новое поле для миссии, что требует высокой степени ответственности церковных тружеников к организации миссионерского служения.
В рамках подготовки к нынешнему миссионерскому съез-ду прошли межрегиональные конференции руководителей епархиальных миссионерских отделов. На этих форумах среди целого ряда актуальных вопросов обсуждалась и тема организации миссионерского служения в новообразованных епархиях. Показательно, что делегаты были едины во мнении относительно того, что миссионерское служение должно носить системный, регулярный характер. При этом хочу заметить, что иногда в документах такие идеи формулируются, а на практике ничего не происходит.
А для этого необходимо создать своеобразную миссионерскую карту каждой епархии, которая содержала бы сведения не только о количестве и плотности населения, его религиозном и национальном составе, но и отражала бы ситуацию с деятельностью раскольнических и псевдоправославных общин, а также различных сектантских организаций. Вместе с тем в ней должны быть отражены приоритетные для каждой епархии направления работы, к примеру: в образовательных, медицинских, социальных, исправительных или в иных учреждениях.
Карта должна стать путеводителем по нашей миссионерской работе и одним из главных источников информации, в том числе и для высшего церковного управления.
Весьма актуальной является миссионерская деятельность среди жителей отдаленных от региональных центров поселений Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Это традиционное направление миссии, оформившееся еще в дореволюционный период, и оно имеет приоритетное значение для нашей Церкви. Но если в XIX веке объектами миссионерских усилий были в основном представители местных коренных народов, то сегодня следует не менее активно работать и с теми людьми, которые, принадлежа этнически и культурно к православной традиции, оказались в силу различных жизненных причин в значительной степени отрезанными не только от благ цивилизации, но и от связи с православными духовными центрами – храмами и обителями. Людям, которые трудятся в экстремальных условиях (например, на буровых вышках или в местах добычи газа), присутствие священника так же важно, как и в вооруженных силах служение капелланов.
На протяжении последних лет самой эффективной формой миссионерского служения в этих регионах являются миссионерские станы. Отрадно, что за период, прошедший с IV Общецерковного съезда правос-лавных миссионеров, который состоялся в 2010 году, количество миссионерских станов увеличилось почти в два раза, однако количество их в абсолютных цифрах еще очень небольшое.
Миссионерский стан должен служить началом создания полноценной церковной общины, сплачивающей людей и дающей им возможность почувствовать человеческую и христианскую солидарность в том числе и перед лицом очень непростых условий жизни. Показателен пример создания миссионерского стана «Спасский» поселка Тикси Якутской епархии, расположенный в арктической пустыне на берегу моря Лаптевых. Его строительство проходило в труднейших не только климатических, но и социально-хозяйственных условиях. В середине 2013 года было принято решение о закрытии находящейся при нем базы дальней авиации. Из поселка уехали сотни военнослужащих и членов их семей. Это повлекло за собой серьезные инфраструктурные проблемы. Были разморожены отопительные системы, закрыты детские сады, прервано воздушное сообщение с «большой землей». Оставшиеся же люди, объединенные сотрудником Синодального миссионерского отдела игуменом Агафангелом (Белых), при поддержке благотворителей построили миссионерский комплекс, и, словно в ответ на их веру, армейское командование приняло решение о возрождении поселка.
В Тикси стали возвращаться люди. А в октябре 2014 года председателем Синодального миссионерского отдела мит-рополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном и епископом Якутским и Ленским Романом в миссионерском стане «Спасский» был освящен Николо-Серафимовский храм. И это, конечно, очень хорошее событие в сфере нашей миссионерской деятельности на Севере России.
К сожалению, временное присутствие духовенства в отдаленных уголках какого-либо региона с миссионерскими целями, не может служить средством решения кадровых проблем, связанных с недостатком клира местных епархий. Задача миссионера обратить ум и сердце человека к Богу, крестить его, наставить в первоначальных знаниях Евангельской истины.
Однако этим духовная жизнь обращенного не заканчивается, с этого она лишь начинается. Далее новокрещеный нуждается в постоянной пастырской заботе, непрестанном душепопечении и, конечно же, в регулярном участии в Литургии, в приобщении Святых Христовых Таин.
Поэтому особую актуальность приобретает создание постоянно действующего храма или хотя бы молитвенного помещение и, что еще более важно, наличие постоянного священника, заботящегося о врученной ему от Бога пастве.
Миссия среди коренных и малочисленных народов нашей страны часто сталкивается еще с одной важной проблемой: проблемой соотнесенности национальной культуры и христианской веры, предстающей перед обращаемыми людьми в форме русского Православия. Означает ли это, что человек, этнически принадлежащий к одной из народностей Сибири или Дальнего Востока, воцерковляясь, должен отказаться от родной ему культурной традиции?
Речь должна идти в таком случае не о русификации, то есть о разрыве с местной культурой, а о насыщении этой культуры христианскими смыслами. Поэтому убежден, миссия должна быть связана с работой по сохранению национальных культур и их возрождению. Именно так трудились наши выдающиеся миссионеры в XIX и в начале XX века. Сделанные ими переводы богослужебных и библейских текстов послужили, в частности, становлению национальной письменности и литературы.
Наряду с традиционными формами миссии следует использовать и современные методы, учитывать социальный контекст эпохи. За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии продвинулись необычайно далеко. Без преувеличения можно сказать, что в мире произошла настоящая информационная революция. Следствием этого стала, в частности, активизация просветительской и апологетической деятельности православных христиан в СМИ, сети Интернет и, особенно, в социальных сетях.
Однако, работая во всех перечисленных информационных средах, христианин призван самим Богом осознавать высокую ответственность за содержание, а также стиль своих высказываний, пусть даже и находящихся в полемическом контексте. Мы не должны давать повода для упреков тем, кто ищет поводов.
И задача миссионера заключается не в том, чтобы победить в диспуте, а чтобы своим личным примером, своими словами, своей любовью привлечь людей, потому что нередко победа в дебатах означает для побеж-денного оппонента потерю возможности принять Христа. Поэтому я призываю очень осторожно участвовать в разного рода диспутах. В спорах истина не рождается, она рождается в серьезной дискуссии, которая направлена на решение конкретной проблемы.
В тесной связи с апологетикой находится антисектантская и антираскольная деятельность, которая продолжает оставаться одним из важных направлений миссионерского служения, наряду с защитой традиционных христианских ценностей и образа жизни перед лицом в первую очередь агрессивного секуляризма.
При этом миссионер, в том числе и трудящийся на приходе, должен обладать достаточным уровнем знаний и соответствующим образованием, с тем чтобы слово его звучало убедительно и авторитетно.
Сегодня успешно реализуется принятая Священным Синодом в 2007 году «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработан образовательный стандарт и принятые другие документы, регламентирующие и регулирующие подготовку миссионеров. На повестке дня стоит очень важная задача ― организовать подготовку миссионеров при семинариях и других образовательных учреждениях нашей Церкви. И по тому, как будет решаться эта задача, можно судить об отношении к миссионерской теме епархиальных архиереев и руководителей духовного образования.
Я прошу Владыку Варсонофия отслеживать статистику, показывающую, что происходит в миссионерской деятельности в каждой епархии: сколько миссионеров прошло обучение, в каком количестве приходов существуют миссионеры, как работают епархиальные и благочиннические миссионеры. И по этим показателям мы будем судить и об отношении архиерея к делу миссии – не по словам, а по делам. Сегодня миссионерская тема ― это главная тема Церкви.
Другим показателем является организация миссионерской работы на приходах, в том числе посредством назначения в штат приходов оплачиваемых специалистов в области миссии и катехизации. Несмотря на принятые решения Архиерейским Собором и Священным Синодом, эта работа идет не так споро, как хотелось бы. Поэтому с трибуны миссионерского съезда я вновь обращаюсь к Преосвященным Владыкам и к отцам настоятелям: нам надлежит значительно ускорить как подготовку миссионеров-катехизаторов, так и их назначение в штат приходов, в первую очередь ― городских, где сегодня особенно востребовано это служение. Я уже не говорю о соответствующих сотрудниках в епархиальных управлениях и в благочиниях. Эти вакансии должны безоговорочно быть заполнены там, где этого еще не произошло.
Вместе с тем необходимо сказать, что миссионерская работа не может сводиться исключительно к деятельности штатного сотрудника епархии, благочиния или прихода. Каждый храм в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан приз-ван стать участником миссии свидетельства о Христе ближним и дальним, вовлечение их в евхаристическую жизнь приходской общины. Все члены прихода и тем более его сотрудники делают одно общее дело, дело Божие, и совершать его необходимо с ревностью о славе Господней во исполнение слова Спасителя: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме <…> и даже до края земли» (Деян. 1, 8).
Цель же этого свидетельства не только в познании веры, но в жизни в соответствии с этой верой, но в жизни, которая является самым ярким свидетельством о Христе, сказавшем: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Желаю всем участникам нынешнего Съезда, всем миссионерам, епархиальным архиереям, настоятелям, благочинным плодотворных трудов на ниве церковной миссии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.