Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (781) → Достаточно обратиться к Источнику

Достаточно обратиться к Источнику

№28 (781) / 21 июля ‘14

Исследуйте писания

Начиная жить, мы начинаем опытно, через свое собственное бытие, понимать, как существует все сущее, живет живущее – мы ощущаем, что мы тоже есть. Но ощутить, что мы есть, мы можем только когда мы приобщены к Богу, когда мы в Нем и Он в нас: процесс познания, приобретения мудрости происходит не через изучение книг или жизни. Процесс познания, постижения мудрости по-настоящему происходит через соединение – правильно это обозначить не словом «учиться», а словом «вкушать»: это то, что нужно вкусить. И Причащение, которое каждый христианин опытно переживает в церкви во время Евхаристии через причастие Телу и Крови Иисуса Христа, есть самое адекватное выражение процесса познания, как его понимает Священное Писание.

К этому еще можно добавить, что вообще слово «познание» на языке Священного Писания предполагает не получение внешней или даже внутренней информации. Процесс познания предполагает погружение, которое приводит к соединению двух в одно, когда я так знаю предмет, что я в нем, а он во мне – если я хочу, например, познать стол или какой-то феномен природы, разумеется, я не с предметом должен соединяться и не с каким-то феноменом природы. Я должен соединиться с Тем, Кто всему этому дал бытие, я должен соединиться с Тем, в Ком корень всего существующего. Вот тогда я могу сказать «я знаю».

Не случайно на языке Священного Писания именно слово «познание» используется в отражении процесса соединения мужчины и женщины. Как сказано в первых главах Книги Бытия, «и познал Адам Еву, и она зачала». «Познание», которое соединяет двух воедино, делает двух одной плотью, и есть образ, который описывает процесс познания, как оно происходит: через соединение меня с Творцом – ключом к тайнам познания является не чтение книг, а Причащение Христу. Именно так и говорится об этом, в частности, в Книге притчей. В начале 9-й главы есть такие слова: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое, приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!». И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, живите и ходите путем разума».

Премудрость, созидающая себе дом и приготовляющая Евхаристическую Трапезу, – это пророческое свидетельство Книги притчей, что сделает Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий, ставший Человеком. И именно через соединение с Его Трапезой, Его Телом и Кровью, человек и получает жизнь, а вместе с жизнью – как некоторое свойство этой жизни – он получает и знание обо всем, что ему необходимо. Но пусть даже человек и не знает всего сейчас, но для него открывается возможность знать через Причащение Премудрости Божией. Если ему это будет надо, он может узнать все: для этого не надо бегать, вопрошать, как это делают люди мира сего, достаточно обратиться непосредственно к Источнику – к Богу и просить Его, чтобы Он открыл то, что действительно необходимо знать человеку о сущем, о себе самом или о тех обстоятельствах жизни, которые у него сложились. Это и называется «искать волю Божию».

Те люди, которых мы называем старцами, могли сказать волю Божию именно потому, что они все пребывали в Боге, а в Боге все наши тайны раскрыты. Старцы, живущие в Боге, действительно могли раскрыть любую ситуацию – показать причины, последствия, цели, как это нам полезно или как из ситуации правильно выйти.

Но в идеале (так скажем) это путь, назначенный каждому человеку, – каждый призван к тому, чтобы припасть к Богу. И, будучи соединенным с Богом, он получает ключ – по крайней мере, чтобы понять свою собственную жизнь. Совершенно не случайно, чем больше люди приобщаются Богу в таинстве Евхаристии, чем глубже их молитва к Богу, чем теснее их живое соединение с Богом, тем яснее они видят самих себя, окружающих, тем точнее представляются им собственная жизнь, предназначение в ней и те пути, по которым Бог их вел к себе – вся линия жизни человека, по мере приобщения к Богу, становится очевидной.

Именно так понимали мудрость не только святые отцы, но и вообще все древние народы. Мудрость – это быть в Боге, припасть к Источнику, из Которого происходит все существующее, соединиться с Творцом. Именно поэтому в Книге пророка Даниила описывается, что царь Навуходоносор, когда мудрецы не смогли ответить на вопрос, какой сон он сегодня видел, повелел их истребить. Он не варварски поступает, его точка зрения логична: если вы называете себя мудрецами, значит, вы причастны Богу, и каждый из вас может вопросить у Бога, что же я видел, потому что источник всякой мудрости, в том числе и этого сна (а он убежден, что сон говорит о чем-то важном), в Боге.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс