Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (777) → Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

Игумения Домника (Коробейникова): Об устной молитве

№24 (777) / 24 июня ‘14

Духовная жизнь

«Однажды мы были в Александровке у отца Андрея, и нам дали послушание чистить грибы. Мы все расположились: матушка Любовь, я, другие сестры рядышком – работаем. Тут отец Андрей мимо идет и говорит нам: «Солью, солью хорошенько посыпайте». Солью он называл молитву. Сам старец, имевший, по свидетельству многих его духовных чад, сердечную молитву, очень часто молился вслух. Я встретила его однажды одиноко прогуливавшимся в уединенном месте. Казалось бы, такой преуспевший в умном делании подвижник мог бы уйти в себя и молиться сердцем, обстановка располагала, но он шел и молился вслух».

– Сегодня мне хотелось бы поговорить на тему, которая знакома всем вам без исключения. При поступлении в монастырь каждой из вас дают наставление о делании, которое необходимо всем новоначальным. Я имею в виду наставление о том, чтобы непрестанно творить устную молитву. К сожалению, многие вскоре забывают об этом установлении, обязательном для каждого новоначального, и потом вспоминают о нем лишь временами. Вероятно, это происходит оттого, что мы не до конца понимаем, какое сокровище нам дано в таком, казалось бы, простом делании, как устная молитва.

С древних времен гласная молитва заповедуется каждому новоначальному монаху, с нее должен начинать любой подвижник. Без нее было бы трудно научиться непрестанно памятовать о Боге, бороться с греховными помыслами, отсекать свою волю.

Новоначальный еще не имеет такой благодати, чтобы на всяком месте и при всяком деле помнить о Боге. Проходя монастырские послушания, подвергаясь различным искушениям, он невольно, по неопытности своей рассеивается. Как пишет об этом архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский), «душа, не привыкшая помнить о Боге, проводившая ранее, вместо богопредстояния, жизнь чувственную, продолжает увлекаться разнообразием впечатлений, хранимых памятью… Человек при таком внутреннем беспорядке не способен к трезвению, к духовному посту, он при всем желании не сможет обуздать ни ум, ни чувства». Для человека, пребывающего в таком состоянии, устная молитва – необходимое средство к тому, чтобы приобрести первоначальный навык в отсечении помыслов, хранении внутренней собранности.

Имя Господа Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе благодатную силу. Уста и язык, непрестанно произносящие слова Иисусовой молитвы, освящаются, делаются неспособными к празднословию, смеху, произнесению бранных слов. «Оглашается воздух внимательной, устной и гласной молитвой – и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательной устной и гласной молитвой – и приближаются святые ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Непрестанная устная молитва – ступень на пути к молитве умной и сердечной. Произнося слова молитвы вслух, неспешно, со вниманием и умилением, новоначальный постепенно научается отвергать греховные и суетные помыслы и обращать ум свой ко Господу. По словам архиепископа Антония, когда человек обретает навык к устной молитве, «(его) ум начинает теплее, усерднее прислушиваться к словам, читаемым языком, а прислушиваясь, постепенно начинает с удовольствием сам погружаться в молитву».

С устной молитвы начинается молитвенный подвиг. Нужно отметить, что во время монашеского пострига, при вручении четок, новопостриженные слышат от игумена такие слова: «Приимите, сестры (имярек), меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должны есте, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Нужно сказать, что, хотя устная молитва наиболее нужна новоначальным, однако и тем, кто уже имеет духовный опыт, кто вкусил благодать умной молитвы, бывает необходимо произнесение молитвы устами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что молиться вслух очень полезно при сильной брани, когда человек не в силах удержать молитву в уме. Большинство из вас, конечно, много раз читали это наставление, но, я думаю, не будет лишним напомнить вам слова святителя.

«При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние. Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца, когда ум поколеблется, ослабеет, как бы ниспровергнется и свяжется множеством непотребных помыслов и мечтаний: воздушные князи злобы, присутствие которых не обличается телесными очами, но познается душой по производимому ими действию на нее, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в недоумение и замешательство, устрашатся, не замедлят отступить от души».

Другие святые отцы также говорят о необходимости гласной молитвы. Они обращают наше внимание на то, что величайшие праведники молились устами, и молитвой этой творили чудеса и возвещали славу Божию. (Продолжение следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс