Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Апостол Павел свидетельствует: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего».
К этой мысли апостол будет возвращаться не раз, вновь и вновь укореняя коринфян в убеждении, что все дары Святого Духа и вообще Дух Святой как дар и полнота жизни им даны. Они должны вспомнить об этом Завете, восстановить себя в общении с Духом, и они увидят, что ничем не умалены по сравнению с другими.
Главная тема 1-й главы 1-го Послания к Коринфянам, того отрывка, о котором сегодня хотелось бы поговорить, это призыв уверовавших во Христа коринфян к единомыслию. Одна из ключевых тем этого Послания – единство Церкви.
«Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братья мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?».
Но во второй части Послания апостол говорит, что в Церкви должны быть и разномыслия. Некоторые усматривают в этом противоречие, однако при анализе этого фрагмента мы выясним, почему он так говорит и что подразумевает под этим – это всего лишь одно слово из Послания к Коринфянам, вообще из всего корпуса Павловых посланий, где он говорит, что должны быть разномыслия. Ключевое же для всего корпуса Посланий апостола – свидетельство, что вся Церковь должна быть единомысленной, входящие в Церковь люди должны быть единомысленными. Почему? Для современного общества важен так называемый плюрализм, – а апостол говорит, что мысли должны быть едины.
Во-первых (это важно), смысл Нового Завета предуказан еще в Завете Ветхом, в частности, в Книге пророка Иеремии: Новый Завет есть такое изменение человека, когда во всех людях начинает жить один Дух. Этим Церковь принципиально отличается от любого человеческого общества, где люди сохраняют некоторое собственное самобытие – они могут выйти из любой общности, войти в любую партию или организацию, но они остаются самобытными существами, а в Церкви индивидуального бытия нет – здесь все призваны жить единым Духом, одной жизнью: состояние распада, атомизации, индивидуализация, когда каждый сам по себе, есть состояние падшего человека, состояние, для которого он не был создан. Оно разрушает и конкретную жизнь, и все общечеловеческое бытие. Человек призван жить в единстве, он создан по образу Божию. А Бог есть три Лица, Которые являются единым Богом, единым во всех смыслах, где три буквально равно одному, настолько это совершенное единство.
Дело Нового Завета – восстановление первоначального замысла о человеке, его природы. Христос и пришел даровать людям возможность единства – единство Церкви, человечества, вступающего в Новый Завет с Богом, во Христе, в том и состоит, что они достигают единомыслия, поскольку в них единый Источник мысли – Дух Святой, единый Дух Божий. А он не может противоречить Сам Себе в разных людях или в разных собраниях верующих. Поэтому если возникает разделение, оно точно не есть воля Святого Духа. Либо разделяющиеся заблуждаются, либо один не заблуждается и верен Духу, а другой заблуждается и отклоняется от единства не только веры, но и жизни.
Второй момент, почему люди должны быть едины, связан с первым. Господь наш Иисус Христос в Гефсиманском саду во время так называемой Первосвященнической молитвы, которую Он возносит к Отцу, молится за Церковь, которую Он оставляет на земле. В этой молитве есть слова да будут едино, как Мы едино: людям заповедано единство по образу Святой Троицы. В Ней нет разномыслия, там единство мысли, действия, силы, воли Божией. И человек в Церкви призывается к этому единству. Природа Церкви – единомыслие. Это некоторая характеристика церковной жизни. Человек создан для бытия в Церкви, где множество человеческих ипостасей становятся единым целым, по образу Святой Троицы, ибо таков замысел Божий о человеке. А мысль и есть духовный импульс, некая духовная энергия.
Но у нас всех единые мысли, потому что слова Священного Писания одинаково важны для всех православных христиан.
Не одежда или поведение разделяют людей, а мысль. Любая мысль человеческая сознается как некоторая особенность, противопоставляющая себя целому. В мысли коренится распад человека, от мысли не только ереси, но и все худое. В первую очередь мысли должны быть связаны энергией, образующей единство, то есть энергией Святого Духа. Поэтому так важна для Церкви духовная брань, борьба с помыслами, поэтому так много трудились и боролись святые отцы Вселенских Соборов, чтобы достигать единомыслия – вне его Церкви не существует.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.