Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (767) → Осуждение – похититель благодати

Осуждение – похититель благодати

№14 (767) / 7 апреля ‘14

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Мир и осуждение – вещи совершенно противоположные

Продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что мы остановились на 14-й главе этого Послания, на свидетельстве апостола Павла, почему нельзя человеку осуждать другого человека. Апостол исходит из того, что любой человек – раб своего Господа, и только Господин, Хозяин, Бог знает, что ему дано, что с него спросится, что он должен сделать, сколько и когда. Завершается свидетельство о неосуждении следующими стихами: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».

Итак, по свидетельству апостола Павла, осуждению не место в жизни христианина. Вместо него должно быть мирное состояние, то есть человек должен испытывать мир по отношению ко всякому человеку.

Получается, что мир – это состояние, противоположное осуждению: если мы осуждаем, в нас нет мира, мы не мирны по отношению к другому. Стяжав мир, мы не осуждаем человека, мы способны его не осуждать. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Предполагается, что дух мирный и есть состояние человека, не осуждающего других, мирно и ровно относящегося к любому другому человеку. Значит, человек должен всячески беречься, чтобы не осудить другого, памятуя, в первую очередь, слова Самого Господа Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сэдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Это важнейшее, главнейшее свидетельство Корпуса Нового Завета, но мы, к сожалению, очень часто его забываем.

Надо блюсти себя от осуждения другого, чтобы не потерять мир. Иногда человека после каких-то духовных усилий, терпеливого перенесения скорби посещает некое благодатное утешение, он чувствует близость Бога, любовь Божию. Это и есть мир, даруемый Богом. И этот мир очень трудно сохранить.

Он очень многим может разрушиться, но одно из самых быстрых и самых опасных расхитителей этого мирного состояния – осуждение. Причем происходит это почти незаметно: мы же мирны ко всем, а так, походя, сказать некое словечко в сторону правительства, случайно даже, как будто не заметив, потом еще что-то, потом по отношению к соседке, потом по отношению к рядом живущим. Итог – даже вроде бы и осуждения как такового не было, лишь маленькие замечания, показывающие, что мы имеем власть рассуждать о поступках другого человека и давать им свою оценку, как бы нейтральную и в то же время уничижительную… Слово за слово, и просыпаемся мы на следующий день, а радостного, мирного состояния нет. И мы не понимаем, что произошло.

Осуждение – самый злостный похититель наших благодатных состояний, самый злостный похититель молитвы, ведь никто не может научиться молиться, пока он осуждает другого человека – это невозможно, по слову Господа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Молитва не пойдет, не состоится, если мы кого-то осудили. Надо сначала примириться в сердце, попросить у Бога прощение за все сказанное осуждение, помолиться о человеке, которого мы осудили, и только тогда, когда мы ощутим мирное состояние по отношению ко всем, только тогда мы можем вознести молитву нашу Богу. Человек должен заботиться еще, чтобы случайно не стать источником осуждения для другого человека.

Таким образом, сначала – борьба со страстью осуждения. Это есть некоторое начало, которое полагает человек в отношении собственного спасения. То есть, чтобы стяжать спасение, стать на путь духовной жизни, начать хоть какие-то маленькие шажки делать в своем собственном духовном развитии, человек должен побороть свое стремление осуждать людей. Без этого никакого духовного состояния его жизнь не достигнет. Она будет топтанием на месте, будет просто исполнением каких-то религиозных действий без их духовного содержания. Когда человек бережется людей осуждать, старается избегать хлестких выражений, старается избегать ситуаций, в которых надо осудить кого-то, вынести приговор над нравственной жизнью другого человека, тогда и начинается его духовная жизнь. А далее он учится не осуждать по состоянию своего сердца, как я уже сказал, всякий раз, когда у него мир на душе, этот мир легко похищается его осуждением кого-либо. В конце концов человек понимает, что даже осуждение в мыслях тоже разрушает мир.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Смирение имеет великую силу

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Смирение выше, глубже, спасительней всяких других состоянийПродолжим, вернее сказать, завершим размышления по эсхатологии пророка Исаии. Их, конечно, там достаточно много, мы все не будем рассматривать, но в завершение обсуждения мысли о том, что лишь смирение и послушание приводят

 
Люди церкви

Сергей Леонидович Кравец: Познание не противоречит вере

Ведущий Андрей Самохин, журналист

Сергей Леонидович Кравец, директор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Серьезное кино не может рассчитывать на коммерческий успех– Ваш центр занимается изданием «Православной энциклопедии», вы делаете православное кино, телевидение. Имеется свой сайт. Скажите, как вы

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс