Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К сказанному апостолом Павлом мы можем прибавить уже рассмотренное нами Первое Послание апостола Петра, который тоже говорит о подчинении властям: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. И далее: Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
Мы можем вспомнить Послание апостола Иуды, где он тоже говорит о горестной участи тех, кто отвергают начальства и злословят высокие власти. Апостол Петр говорит, что вы должны подчиняться, что то страдание, что с вами происходит, неважно, а важно, по какой причине обрушивается на вас гонение. Если вы виноваты – горе вам; гонение несправедливо – значит, вы идете путем Христовым.
Даже если мы допустим, что апостол Павел всего на самом деле не знал, то мы видим, что это общая апостольская традиция. Ее поддержали и апостолы, которые знали о смерти, об узах апостола Павла, о гонениях на Церковь и в Иерусалиме, и по всей Римской империи. Сам Ирод, первый поднявший руку на апостолов, хотевший убить и апостола Петра, – ставленник Римского государства. Но никогда никто из апостолов не призывал им не подчиняться.
Зная все это, апостол Павел пишет, что любой чиновник в этом государстве – Божий служитель и ему нужно подчиняться, хотя все знают, что на практике очень многие чиновники и даже императоры отнюдь не блещут не только точностью соблюдения собственным законам, но и элементарной порядочностью.
Пишет, поскольку вся апостольская традиция выходит из созерцания Христовых страданий. Апостолы – это люди, опытно пережившие страсти Христовы и Его победное Воскресение, видевшие, как этот Человек, Спаситель мира, Мессия, воскрешающий мертвых, низвергающий демонов, творящий великие, дивные чудеса, идет, ведомый стражей, на страдания, как Его судят судьи неправедные и Ирод и Пилат, связанные порукой неправды. И никогда нигде Христос этим не возмущается. Он свидетельствует, что свершаемый над Ним суд есть суд неправедный, но не протестует против этого суда.
О страстях Христовых апостолы действительно говорили очень много – не только о Воскресении. Они видели опыт страданий Христовых, и для них это было фундаментальным. Это был невероятный опыт – жить, видеть, присутствовать, пережить как факт собственной жизни смерть Всемогущего, смерть Человека совершенно праведного, Который мог повелевать стихиями, ходить по водам, воскрешать мертвых, исцелять больных, Который говорит: «Я могу умолить Отца, чтобы Он ангелов прислал сюда, но Я подчиняюсь тому, что происходит».
Опытом страстей Христовых апостолы и жили. И об этом свидетельствует апостол Петр: «Мы для того и призваны быть христианами, чтобы идти путем Христовым».
Сам Христос, как мы из Евангелия знаем, платил подати: «Кесарю кесарево, Богу – Божье». Но именно на эти подати, которые и Он и Его семья платили, и содержалась та самая кустодия, то есть стража, которая Его взяла, Его била, и прокуратор, который Его неправедно осудил. Но Он платил подати.
Так о чем здесь речь? Во-первых, власть, в силу присущей ей природы, вынуждена следить за порядком, в меру доступных ей возможностей. Власть, которая не будет следить за порядком, просто исчезнет, и установится та, которая сможет следить за порядком. Конечно, это не идеальный порядок – его никогда не было и никогда не будет. Всегда будут неправды и нарушения законности, всегда власти не смогут проследить то или иное действие, – но какую-то степень порядка власть может обеспечить. Порядок важен, он дорог, не давая этому миру превратиться в ад, совершенно развалиться. Вот почему нужно почитать власть, если она может навести хоть какой-то порядок.
Второе. Нужно знать, что идеальной власти не существует, этот мир не может стать совершенно справедливым, ведь он лежит во зле. В этом смысле и государство (даже монархия) представляет собой относительную ценность. Судя, как тот или иной чиновник исполняет свое служение, мы восхищаем на себя полномочия, нам не принадлежащие, не просто судим человека, а ставим себя выше любой власти, фактически ставим себя на место Бога, хотя конец предыдущей главы Послания к Римлянам ясно говорит: «Оставьте Мне отмщение, Я – Господь, и Я воздам каждому по делам его».
Наше дело – самим быть чистыми и честными перед Лицом Бога.
Никто уже ничего дьяволу не долженСимеон Новый Богослов говорил: «Мой негордый Бог». Действительно, величие Божие, Его слава – это распятый Христос. Бог смог вместить и возлюбить человека до того, что довел Сына Своего, дошел Сам до распятия – самой позорной
Начало в №4 (757), 5 (758), 6 (759) 31 января 2014 года исполнится 9 лет с момента выхода в эфир первого в России православного телеканала «Союз». Слово – его зрителям. Рада поздравить любимый телеканал «Союз» с днем рожденья! Низкий поклон и сердечная благодарность всему коллективу и лично Вам – за огромную работу по воспитанию наших душ, учите нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.