Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (754)
Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.
А как исповедует свою веру Церковь в самый великий Праздник – на Святую Пасху… В слове святителя Иоанна Златоуста на утрене первого Пасхального богослужения возглашается нечто потрясающее: Христос «опустошил ад, сошедши во ад; ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася… Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони... Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». Христос, «смертию смерть поправ», «умертвивый смерть», «смертное жилище разори своею смертию днесь». Это что – пустые слова?!
О полном уничтожении ада и конечности мучений грешников, пишет и целый ряд святых отцов. Зачитаю хотя бы несколько их высказываний.
Святитель Амфилохий Иконийский: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… воссиял свет и рассеялась тьма».
Святитель Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: «Он … весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада».
Святитель Епифаний Кипрский: «вывел Он [Христос] пленные души, и ад соделал пустым».
Преподобный Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его».
Святой Исаак Сирин в своих знаменитых «Словах подвижнических» с полной уверенностью пишет о том, что произойдет с нами, грешниками, при всеобщем воскресении: “Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью Воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали” (Слово 90). Замечательно при этом, что и сам Исаак Сирин был причислен к лику святых, и его «Слова подвижнические» с этими «возмутительными» словами никогда не только не подвергались осуждению, но и всегда были настольной книгой монашествующих всех времен.
Но при этом святой Исаак предупреждает тех слабоумных, которые услышав, что муки не бесконечны, думают, что можно жить как угодно: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней». То есть кто-то спасается, получая награду, а кто, пройдя через горнило огня и страданий, как об этом пишет апостол Павел: огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3, 13 – 15).
Святитель Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале».
Пятый Вселенский Собор, осудивший Оригена, не осудил ни одного из этих святых. И это понятно, ибо что можно ответить на такую мысль св. Исаака Сирина: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой … клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
О свт. Григории Нисском необходимо добавить следующее. На Шестом Вселенском Соборе (680 г.) он вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, мысли (и отчасти двоемыслие) которых по этому вопросу были хорошо известны отцам Собора, не только не подверглись осуждению, но были и особо выделены на нем в качестве избранных святых. На Седьмом же Вселенском Соборе (787 г.) святитель Григорий Нисский был назван даже «отцом отцов».
(Продолжение следует)
На вопросы отвечает руководитель телеканала «Союз» игумен Димитрий (Байбаков). – Часто задают вопрос: можно ли во время постов смотреть телеканал «Союз»? – Во время постов телеканал «Союз» смотреть не только можно, но и нужно – это канал церковный, это канал православный, и мы наши программы стараемся, за исключением очень редких проколов, увязывать с церковным календарем.
Окончание. Начало в №1 (754) Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный? – Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.