Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Родился святой в 316 году в Паннонии, в городе Савария, в семье язычников. Отец был римским офицером, поэтому юный Мартин против своей воли был отдан на воинскую службу. Однако к тому времени он уже был оглашен в христианской Церкви, которую всем сердцем любил с раннего детства. Однажды зимой, направляясь с друзьями к городу Амьену, он увидел перед воротами нищего, почти нагого, дрожащего от стужи. Сжалившись над ним, Мартин отстал от товарищей, снял с себя воинский плащ и мечом рассек его надвое. Одну половину отдал нищему, другую накинул на себя и пошел дальше. В следующую ночь явился ему во сне Господь Иисус Христос, закутанный в ту половину его плаща, которую Мартин отдал нищему, и сказал своим ангелам: «Мартин еще только оглашенный, а вот облек и Меня в свою одежду».
Уйдя из армии, Мартин немедленно крестился сам, крестил свою мать, затем принял монашество в епархии святого Илария Пиктавийского и проводил жизнь, полную истинного подвига. Бог наделил его даром чудотворения, так что и мертвых воскрешал, и бесов изгонял. Вопреки своей воле святой Мартин был рукоположен во епископы города Тур. После усердных трудов в винограднике Господнем и ожесточенной борьбы с язычниками, еретиками-арианами, святитель Мартин в 397 году предал свою святую душу в руци Господа своего.
Хочу поделиться впечатлениями о паломнической поездке в Псково-Печерский монастырь: внутри есть устойчивое ощущение, что нашел свой монастырь, куда хочется возвращаться снова и снова, настолько сильно там ощущается присутствие Божие.
Отец Максим, сопровождавший нас по пещерам монастыря, говорил: «Написал архимандрит Тихон книгу «Небольные – больные, или Живые – неживые»... Очень точно. Все мы – больные, а вот встречаются люди, которые преображаются, получают от Бога исцеление души. Неживые живые – вроде монахи, живые мертвецы, но сколько в их жизни полноты, радости, устойчивости, того, что человек все время ищет в мирской жизни, но часто пребывает в пустоте.
Утро в монастыре начинается с братского молебна: в 6 часов собираются в храме монахи, паломники, и начинается молебен, потом утренние молитвы, потом полуночница и далее Литургия, праздничный молебен, и все это около 3-4,5 часов. Но когда внимание настроено на молитву, время проходит незаметно. На полуночнице всегда поется такой стих – стихира, обычно мы ее слышим во время Страстной Седмицы, а монахи напоминают себе об этом каждый день: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…». То есть каждое утро начинается с напоминания, что сегодняшний день может быть днем последним, и его нужно прожить как единственный данный от Бога день, в который ты только и можешь свою душу каким-то образом определить. Важно, чтобы светильники были горящие, чтобы масла было достаточно – быть внимательными друг ко другу, беречь себя от зла, от греха, искать возможности совершить доброе дело ближним, послужить Богу. Как святитель Мартин – шел мимо, увидел нищего, остановился, снял с себя плащ, рассек его мечом и отдал половину …в руце Христу. Мы тоже каждый день видим нищих, но к этому привыкли, и у нас вообще нет никакой реакции. Сколько раз на дню мы проходим мимо Христа? Важно об этом помнить.
Потом был удивительный опыт встречи с пещерами, Богом созданные пещеры, которые еще 500 лет назад нашли в этом месте основатели монастыря преподобная Васса и ее супруг Иона. Удивительное дело, что они решились встать на путь иноческого служения и стали здесь организовывать место для молитвы, копать Успенский храм. Так обрелись эти пещеры, которые тянутся на много километров. Здесь более 10 000 захоронений – можно представить, сколько там несвятых святых (как архимандрит Тихон в своей книге «Несвятые святые», описывая своих друзей – молодых монахов, говорит: забрались они в дальнюю пещеру, видят, лежит совершенно не тронутый тлением гроб, на котором табличка: этому усопшему уже лет 300. И они дерзновенно приоткрывают гроб и видят: лежит совершенно нетленный усопший, а лицо подернуто зеленой пеленой, потому что покров, который кладут на лицо монаху, истлел за сотни лет и такой пыльцой покрыл лик. И вот они дунули, облако поднялось вверх, а под ним открылось лицо спящего человека, которое абсолютно ничем не отличался от живого, хотя уже 300 лет пролежал во гробе. Они были поражены, на них напал благоговейный трепет, страх, они скорее прикрыли гроб и с мыслью, что вот здесь рядом лежит неизвестный миру святой, явленный нетленными мощами, с этого места ретировались). В пещерах мы обрели удивительный опыт присутствия среди сонма великих подвижников, которые десятки и десятки лет трудились, молились Богу.
А была панихида в том отделе пещер, где погребен отец Иоанн (Крестьянкин), напротив него архимандрит Алипий – великий наместник, «советский архимандрит», как его называли. Благодаря его трудам и подвигам Псковский монастырь был сохранен и выстоял в безбожное время. Тут же старец Серафим (Розенберг), тут же «вредный» отец Нафанаил, митрополит Вениамин (Федченков).
Наша группа, 40 человек, собралась, но не было ощущений сдавленности – низких потолков, духоты, хотя это пещеры и нет вентиляции. Молитва наша была и об усопших старцах, и о всех, кого вспомнили. Было удивительное ощущение, что эти молитвы сразу на небо возносятся теми, кто молятся рядом с нами. После молитвы (там есть такая традиция) каждый христианин целует крест, и в окошечко есть возможность дотянуться до гроба, в котором почивает отец Иоанн (Крестьянкин), потом помазывают маслом. Гроб старца находится немножко внизу, вправо, в отдалении, и не с первого раза человек может дотянуться, хотя, если знать, это не сложно. И одна девушка подошла, руку положила, встала на помазание и отошла. А потом поняла, что не смогла дотянуться до гроба. И удивительная реакция: не глядя на общее течение толпы народа, не смущаясь, она смогла преодолеть в себе тщеславный страх оказаться не такой, как все, подошла исказала: «Простите, можно я подойду еще раз? Потому что не дотянулась». Смирилась.
В душе мог бы потом остаться осадок, что ты что-то важное не успел сделать – смутился, испугался, что о тебе подумают. А она смирилась, вернулась, не спеша приложилась к кресту, положила руку на гробик отца Иоанна и так соприкоснулась с праведником, встала – и внутрь вошли мир и радость, что Господь даровал благодать за смирение.
Рождение свыше происходит не потому, что кто-то кого-то в чем-то убедил, а только тогда, когда Дух Святой соприкасается с сознанием и сердцем человека. Святой преподобный Амвросий и другие Оптинские старцы не столько понимали это умом, сколько переживали реально, в своем жизненном опыте.
Окончание. Начало в № 37 (743) Тема, которую вы обозначили, стала для меня самым главным. По наивности какой-то моей я положил себе на сердце стать правителем Советского Союза. И стал учиться. У меня всегда были книги, и сегодня моя библиотека где-то около 10 тысяч книг – кроме книг я ничего в жизни не покупаю.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.