Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Знатный и благочестивый гражданин города Иконии, разделяющий дух своей землячки святой равноапостольной Феклы, Харитон явно исповедовал имя Христово. Когда в правление царя Аврелиана началось лютое гонение на христиан, Харитона привели на суд игемона. Судья приказал ему поклониться богам, то есть идолам, на что Харитон ему ответил: «Все ваши боги – бесы, которые некогда за свою гордость были свержены с неба в преисподний ад». И со всей ясностью возвестил Харитон свою веру в единого Живого Бога, Спасителя человеков. Тогда по приказу игемона истязали тело Харитона до такой степени, что все оно стало одной живой раной.
После лютой смерти Аврелиана, постигшей злодея в означенное время, Харитон был освобожден от мук и темницы и направился в Иерусалим. По дороге туда схватили его разбойники, от которых, по Божию Промыслу, он избавился. Не захотел преподобный Харитон возвращаться в Иконию, но заключился в Фаранскую пустынь, где основал обитель и собрал монахов. Дав устав сей обители, желая избежать похвалы от людей, он удалился в другую пустыню, лежащую на пути к Иерихону, где в дальнейшем была основана вторая обитель, именуемая Харитоновой. Основал он и третью обитель – Сукийскую, нарицаемую по-гречески Старой Лаврой. Скончался преподобный Харитон в глубокой старости 11 октября 350 года. Его мощи почивают в первой основанной им обители. Преподобному Харитону приписывается составление чина монашеского пострига.
На одной из встреч в светском коллективе одна женщина задала такой вопрос: «Батюшка, а как Бог относится к лицемерию?». Ну что тут ответить? Как Бог относится к лицемерию? Как мы относимся к лицемерию? С одной стороны, вроде как говорим, что это плохо, а с другой – это постоянная форма нашего взаимоотношения друг с другом.
Каждый человек – как принцесса Фиона из мультфильма про Шрека: ночью один, днем другой. У каждого есть определенный имидж, наработанный годами, определенные модели поведения: с начальником одна, с подчиненным другая. Другие отношения с нашими друзьями, третьи – с домашними. Жуткие двойные стандарты. Но домашних мы не стесняемся, поэтому они нас лучше всех знают, и там обычно никакого лицемерия нет. А на работе мы должны быть в камуфляже, в косметике, должны соответствовать должности, положению, есть дресс-код, определенный корпоративный этикет. Мы к лицемерию привыкли.
А вот как Бог относится… А Бог отвращается от лицемеров. В Евангелии часто встречаем такие примеры. Пришел Господь в дом к мытарям и грешникам, и блудница пришла и стала выказывать благоговение к Учителю. Фарисеи этим соблазнились: как это, блудница прикасается к Нему? А Господь им отвечает: «Симон, Я вошел в твой дом, ты не дал Мне умыть лицо, а сия женщина, как Я вошел, не перестает омывать Мои ноги слезами своими. Ты Мне приветствие лобзаний не дал, а она не перестает целовать ноги Мои. Ты Мне маслом головы не помазал, а она драгоценным миром помазала Мне ноги».
А Симон оказался в привычной для себя ситуации, но оказался перед Богом. Господь же Сердцевидец, Он понимает, как мы себя проявляем в обществе. Это внешнее, это покрашенные гробы, очень симпатичные на первый взгляд, а внутри полны всякой нечистоты. Он говорит: «Симон, говорю Я тебе, что прощаются ее грехи многие за то, что она возлюбила много, а кто мало любит, тому мало прощается».
Так вот, лицемерие – страшное преступление против любви, когда человек из себя изображает хорошего, доброго, искреннего, а внутри не таков. И как Господь может к этому относиться? Вот так и относится: «Порождение ехидны, кто вам сказал бежать от будущего гнева? Сотворите достойный плод покаяния и не думайте говорить, что отец у нас Авраам, потому Бог из камней может сделать чад Аврааму». Нужно внешне все делать правильно и даже в церковь ходить – и, несмотря на это, ненавидеть, осуждать, презирать и проявлять самые крайние степени нелюбви к человеку. Это страшно. Страшно еще и потому, что когда многие из нас предстанут перед Богом, они будут очень сильно удивлены, что Господь видит их совсем не так, как они сами себя видят.
Дай Бог нам с вами, дорогие мои, учиться смирению, потому что смирение – это трезвость, это честный, искренний взгляд на себя, это осознание себя настоящего. Как апостол Павел говорит: «Последний грешник от них же первый есмь аз». Это искренние слова великого апостола: он самый последний грешник. Вот когда человек всерьез всем существом сознает, что он хуже всякой твари, это правильно, – так на самом деле оно и есть: всякая тварь послушна Богу, а человек преступает святые заповеди. И дай нам Бог, дорогие мои, чтобы за молитвы преподобного Харитона Исповедника, который в жизни приобрел главный опыт – виденье себя настоящего и через это приблизился максимально к Богу, научиться видеть свою нищету, которая позволит нам ровно относиться и к хвалящим, и к хулящим.
Продолжение. Начало в №28, 30, 33, 34, 35 10-летию освящения Храма-Памятника на Крови посвящается16 июля 2013 года исполнилось 10 лет со дня освящения Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.