Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (740) → Залог воскресения во Христе

Залог воскресения во Христе

№35 (740) / 16 сентября ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Дар благодати Святого Духа

Мы продолжаем беседу по Посланию апостола Павла к Римлянам. Напомню, что мы разбираем VIII главу. В целом вся она – описание духовного делания, умного делания, духовной борьбы, невидимо происходящей в человеке, когда он волей обстоятельств поставлен в условия, где в нем проявляется действие закона мира и закона греха, а у крещеного человека появляется иной закон, рождаемый духом. И христианин должен отвергать плотские, греховные помышления, принимать помышления духовные, поступать, как побуждает духовный импульс.

Утверждение себя в помыслах духовных постепенно приводит к тому, что духовное начало становится действительно единственным законом жизни, проявляется во всей полноте человеческого существа. И уже ни одно греховное помышление не может даже родиться внутри его сознания или его тела, потому что все покорено духу. Это состояние, точнее, процесс святые отцы и называют стяжанием Святого Духа. Стяжать – не значит приобрести: Святой Дух человеку уже дан, но дальнейшее укоренение и принесение плодов зависит от человека, от его воли, от того, будет ли он постоянно исполнять импульсы, которые дает ему Святой Дух для возрастания в Духе, чтобы он становился духовным (каким, собственно, каждый и создан, к чему и предназначен самим фактом своего бытия).

Человек это может отвергнуть и вернуться к жизни по образу мира сего, по страстям и похотям и постепенно заглушить в себе духовные импульсы. Такой человек не может наследовать Царство Божие, потому что в Царство Божие входит только духовное (духовное – в смысле «живущее Святым Духом»). Человек может испытать малую степень этой духовной борьбы, но он должен ее испытать, чтобы Дух, данный ему в Крещении, принес в нем какой-то плод. Принесение плода Святого Духа и означает, что человек волей своей действительно согласовался с импульсами, которые рождает в нем благодать Святого Духа.

Степень одухотворенности может быть разной – по силе каждого дается дар благодати. Но то, что плоды должны проявиться в человеке, – это свидетельство: человек волей своей принял волю Святого Духа и в эту меру принятия воли Святого Духа одухотворился и, стало быть, может, хотя и не достиг совершенства, войти в Царство Божие.

Кто не стяжал Святого Духа, кто не имеет его в себе, и наличие Духа не явлено его плодами в человеке, тот, как свидетельствует апостол Павел, не принадлежит Христу, потому что Христос живет Святым Духом, а все, что вне Христа, в Царство Божие войти не может. И далее апостол Павел говорит: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». То есть пребывание во Святом Духе, стяжание благодати Святого Духа – это залог воскресения во Христе. Не просто восстановления тела, а именно воскресения во Христе, воскресения к жизни, а не воскресения тела к смерти вечной, о которой сказано кратко в Евангельских словах Иисуса Христа и более пространно – в Откровении Иоанна Богослова.

Как бы ни мала была мера переживания и ощущения пребывания во Святом Духе в человеке, для него это залог воскресения. Поэтому все предстоящие в церкви за воскресным Всенощным богослужением имеют дерзновение петь торжественный гимн «Воскресение Христово видевши». Как и тысячи лет назад, они – не свидетели Воскресения Иисуса Христа: никто из нас не был в тот день у гроба Господня, не ходил с мироносицами, не предстоял на трапезе, когда Христос явился Своим ученикам за запертыми дверями, никто на Тивериадском море рыбу с апостолами не ловил, но мы говорим: «Воскресение Христово видевши». Почему? Потому что если мы осознаем в себе начаток Духа, чувствуем пребывание Бога в нас хоть в самой наималейшей степени, это приобщает нас к тайне Воскресения Христова, для нас становится надеждой на воскресение.

Как свидетельствует апостол Павел, именно в силу пребывания в человеке Святого Духа, он и может являться свидетелем Воскресения Иисуса Христа. Вот как говорит апостол Павел: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Дух, которым Отец Воскресил Сына Своего из мертвых, живет в нас, он животворит нас, если только мы хоть сколько-нибудь подчиняемся его импульсам, хоть сколько-нибудь покоряем волю свою тому, чтобы следовать за духовными помыслами, в нас рождаемыми. Конечно, все духовные помыслы, рождаемые в нас Духом, приводят к тому, что в большей или меньшей степени жизнь наша начинает восприниматься как сораспятие Христу, духовная скорбь, духовная страда – жить по духовным помышлениям в мире, отравленном грехом, чрезвычайно сложно, всякий раз надо применять усилия, чтобы утверждать себя в Духе и жизнь свою как жизнь духовную. Это состояние человека, так многопланово описанное апостолом Павлом, и есть состояние сыновства Богу Отцу.

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии».


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Бог открывает то, что нужно

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Без благодати видеть тайны, свершаемые Богом, нельзяЕлисей увидел под колесницами и конницей ангельское воинство, охраняющее Израиль (мы еще поговорим про это огненное полчище, которое всегда охраняло Израиль от всех врагов) – увидеть это явление можно

 
Верую

Екатерина Васильева: Церковь – это послушание

Елена Козенкова

– В эфире программа «Верую! Из жизни знаменитых современников». Сегодня у нас в гостях народная артистка России Екатерина Сергеевна Васильева. Как Вы считаете, как спасти семью, тем более что в XX веке фактически все было направлено на ее разрушение? – На разрушение всего.– Да, но семья все-таки самое главное – с разрушением семьи исчезает народ.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс