Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (735) → Об ответственном выборе

Об ответственном выборе

№30 (735) / 12 августа ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Закон обнаруживает грех

Возьмем банальный пример: муж любит жену, лад и гармония в семье. А почему он решил, что он ее любит? Им хорошо, ничто постороннее не вторгается? Это некоторая данность природная, от них не зависящая, они не могут сказать, что свободно выбрали друг друга. Просто так сложились обстоятельства. А чего они на самом деле хотят? Действительно ли он хочет с этой женщиной не только прожить жизнь, но и разделить вечность? Это он должен решить сам. Но решить можно только когда появляются обстоятельства, которые помогают осознанно сделать выбор, – когда появляется соблазн, который предлагает ему нечто недолжное, греховное, искушает его, и мужчина, преодолевая искушение, свидетельствует, что его выбор осознан, что он ничего больше другого не хочет.

Поэтому Христос в Евангелии и говорит, что соблазнам надлежит прийти, – любой соблазн, любое искушение изначально призваны, чтобы человек определился со своим выбором, действительно осознал собственную ответственность и собственную свободу выбора, который он сделает, и во всех случаях выбирал лучшее, должное, всегда выбирал путь к Богу.

И вот за этот выбор, за это личное избрание блага, человек и приемлет достоинства и венцы и, в конце концов, называется другом Божиим, потому что он действительно не просто так все получил, а привнес и свою волю, свое терпение, свой выбор.

Таким образом, в падении людей, произошедшем в райском саду, в Эдеме, виноват не Бог и даже не змий – виноват сам человек. Все, что было сделано, было сделано, чтобы он обрел совершенство, подлинную, непоколебимую свободу. Но оказалось, что он не захотел, просто не захотел, и тем вверг самого себя и всех рожденных от него в состояние падения, предал все естество человеческое во власть греха.

Или вот еще пример из истории. Великая Отечественная война. Человек говорит, что любит Родину, но поведение в бою, в плену показывает на самом деле, что стоят эти слова (повесть Василя Быкова «Сотников» как раз эту тему и поднимает).

Вспомните, что апостол Иаков в самом начале своего Послания говорил о вере и верности (мы разбирали этот вопрос), показывая, что всякий эпизод, который разрушает нашу веру, надежду, призывающий нас устоять в вере, терпеливо нести ее подвиг, становится ступенькой, возводящей нас к дерзновению пред Богом, благодатным духовным дарам, подлинной и совершенной вере и любви как высшей ступени восхождения человека к Богу.

Всякое обстоятельство может стать и ступенью, ведущей вниз, но виноваты в этом не ступени, не Промысел Божий, но сам человек. Отсюда и рождается глубочайшее сознание своей ответственности за все то, что мы делаем в нашей жизни. Есть Промысел Божий, знающий все и знающий, как каждый из нас ведет себя в той или иной ситуации, и все выстраивающей в нашей жизни, чтобы созидалось наше спасение. Но человек сам может обрести повод к падению, сделать из ступеней, предусмотренных Богом для возведения на Небо, лестницу в ад.

Надо понимать величайшую ответственность человека за все, что он сделал. Никогда, ни при каких обстоятельствах он не может обвинить никого, кроме себя. Этого не мог Адам, и никогда не сможет сделать ни один человек, живущий на земле. За все, что с ним происходит, несмотря на все пронизывающий Промысел Божий, человек отвечает сам. В этом непостижимая реальность богочеловеческих взаимоотношений, высказанная в определениях IV и VI Вселенских Соборов, вывод из которых можно представить так: все, что происходит в жизни человека, есть воля Божия, и все, что происходит с ним, есть воля его собственная. Ничего нет таинственней и непостижимей в человеческом мире, чем ответственность человека за каждый сделанный им шаг. Отсюда рождается и то представление покаяния, которое мы видим у святых отцов, и то глубочайшее сокрушение, и та важность самоукорения, смирения и Исповеди, о которых так сильно говорят святые отцы и что так глубоко вкоренено в практику Православной Церкви.

Дальше апостол Павел говорит собственно о Законе: «Что же скажу, неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я бы не понимал и пожелания, если бы закон не говорил «не пожелай», но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание, ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер. И таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею».

Человек жил в грехах. И до того, как был дарован человеку Закон через Моисея, и до того, как был призван и избран Авраам, – со времени грехопадения. Эта жизнь в грехе вызвана его собственной волей, его собственным возлюблением этого состояния. И Закон в данном случае совершенно не виноват; он только помогает человеку понять, что он на самом деле грешен, раскрыть глаза на самого себя – если бы не было Закона, человек бы и не помыслил, что на самом деле он в грехах; пока не пришел врач в какую-нибудь Экваториальную Африку, люди могут и не догадаться, что на самом деле они больны и именно поэтому умирают так рано, молодыми. Так и Закон – он не приписывает грех человеку, он показывает, что человек на самом деле грешен.

Иногда люди, особенно живущие в сельской местности, считают, что когда они без счетчика берут электричество, – «нормально, так все делают». Но вдруг приходит священник и говорит: «Позвольте, это же воровство» – и это не священник пришедший назвал их грешниками: они были грешниками, только об этом не знали. Многие обстоятельства жизни, к которым люди привыкли, они не считают грехом – но приходит некто, приносящий с собой свидетельство об истине, и говорит: « То, что вы делаете, – грех». Виноват не пришелец, назвавший их грешниками, но сами люди, которые живут в грехах, любя такое состояние. Таким образом, Закон обозначает наличествующий грех, но, увы, не дает возможности его исцелить.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Пророческое служение в Ветхом Завете

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Делай, что должно…В Израильском царстве воцарился Ахав и взял себе в жены дочь Сидонского царя по имени Иезавель. Это открывает совершенно новую страницу в истории и Израильского царства, и библейского повествования. Народ Израильского

 
Уроки Православия

Во всем важна мера

Ольга Баталова

О рассудительности в отношении духовного чтенияПротоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Человек вроде продолжает ходить в церковь, а внутри он уже перегоревший. Он слышит призыв пастырей

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс