Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Каким должен быть день православного человека? Чем он может быть наполнен: какими делами, словами и поступками? От этого зависит наше продвижение по пути спасения. Недавно мне на глаза (и как своевременно!) попалась книга «День христианина»; из предисловия я выяснила, что составителей волнуют те же вопросы, на которые и мы ищем ответы в наших беседах: «Как правильно построить свои взаимоотношения с окружающим нас миром? Как мы должны принимать все, что случается с нами? Как каждый день бороться со своими страстями и грехами и что нам в этом может содействовать? Как относиться к своему повседневному труду и домашним обязанностям и что нужно делать, чтобы наша жизнь не превратилась просто в череду обычных житейских дел?» – согласитесь, знать ответы на эти вопросы полезно каждому. Меня встреча с этой книгой особенно обрадовала – этим же вопросам посвящены и ближайшие наши уроки. Мы с протоиереем Андреем Каневым подробно разбираем статью свт. Игнатия (Брянчанинова) «Чин внимания себе для живущего посреди мира», где тоже говорится, каким может быть (в идеале) день христианина и какие дела духовные делать с утра, днем, вечером… Недавно мы говорили о чтении духовной литературы, поскольку святитель советует нам приступать к нему сразу после выполнения утреннего молитвенного правила. Но, давая этот совет, святитель уточняет, что и к этому важному духовному деланию нам следует подходить с рассуждением, совершать его нужно без расшибания лба. Он пишет: «Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих ради неумеренного упражнения молитвою и чтением».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук:
– Святитель Игнатий нам раскрывает, почему именно так нужно относиться к духовным занятиям. Мы привыкли в мирской жизни поступать по тщеславию – что называется, «по-пионерски»: быть больше, быстрее, сильнее. Но духовный мир совсем иной, с другими законами. Часто новоначальный христианин начинает ориентироваться на нереальные цели или непосильные для его состояния труды. Поэтому святитель Игнатий говорит: не проводите все сутки в чтении. Оказывается, и чтение должно быть посильным.
Я знаю одного духовника, который советует своим духовным чадам к вечернему правилу добавлять несколько минут, несколько страниц чтения. Чтобы человек почитал, а потом подумал о прочитанном. Необходимо читать не ради того, чтобы вычитать. Ведь должно быть усвоение прочитанного. Поэтому это очень важна рекомендация христианину брать чтение не «побольше», а посильно, от простого, от малого к большему. Только такое правильное движение и может принести правильные духовные плоды.
«Как излишнее употребление пищи, – пишет святитель, – расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние…»
Протоиерей Андрей Канев:
– Совершенно верно. Этим и пользуются лукавый, он-то знает, что мы тщеславные, знает, что у нас бывает тщеславная горячка. Часто человек по вдохновению, без совета, набирает себе разных правил, а потом все бросает, побежденный унынием.
Не зря святитель Игнатий сравнивает неразумное чтение духовной литературы с излишним употреблением пищи: человек может насытиться до отвращения. Кто не слышал истории, что шоколадные конфеты вызывают отвращение у людей, работающих на кондитерской фабрике... А новичкам есть сладкую продукцию на рабочих местах не запрещается: опытные работодатели хорошо знают – наедятся работники конфет досыта в первые дни и надолго потеряют к ним всякий интерес или просто категорически невзлюбят всякие сладости. Но можно пресытиться и духовной пищей, и эта опасность не гипотетическая. Она реально существует, и немало людей попали именно в такие сети лукавого, когда «объедались» без ума пищей духовной, неумеренно читая творения святых отцов.
О путях спасенияИеромонах Иероним (Миронов), настоятель храма Святого Мученика Иоанна Воина города Березовского. – Цель жизни христианина, как говорится в Евангелии, – это спасение. Если кто веру имеет, тот спасен будет, если кто не имеет веры, тот осужден будет.
– Как и всегда, хочется начать со слов благодарности всем, кто продолжает присылать замечательные вопросы, являя интерес к темам, которые мы обсуждаем в рамках наших с вами кратких встреч. Сегодня поговорим о том, что такое свобода.Многие люди считают: чтобы обрести настоящую свободу
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.