Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Родился святой в Трапезунде в семье богобоязненных христиан, рано остался сиротой, но Промыслом Божиим некий военачальник привез его в Царьград и отдал в научение. За кротость и смирение он был любимцем сверстников, в своих играх дети выбирали одного царем, другого воеводой, а Афанасия выбирали игуменом. Это стало неким знаменательным предвестием. Окончив изучение наук, Авраамий удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником преподобного Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. Желая еще более строгого подвига, Афанасий переселился на Святую Гору, где предался безмолвию. Однако вокруг него стали собираться монашеская братия – искатели подвижнической жизни, и он был вынужден строить свою славную лавру. В этом ему изрядно помогали византийские императоры: сначала Никофор Фока, намеревавшийся оставить мир и принять монашество, а после него Иоанн Цимисхий. Многочисленные искушения терпел преподобный Афанасий и от бесов, и от людей, но как храбрый воин Христов все преодолевал своей безмерной кротостью и непрестанной молитвой живому Богу. Исполненный Божией благодати, он удостоился видеть Пресвятую Богородицу, чудодейственно изведшую воду из скалы и обещавшую ему навсегда остаться Экономиссой (то есть Игуменией) монастыря. В трудах и молитвах он был примером для братии, и каждого собрата любил любовью духовного отца и пастыря. Смерть настигла его внезапно. Однажды, когда поднялся он с шестью другими монахами на только что сооруженный алтарь храма, чтобы осмотреть стену, которую тогда выкладывали, стена обрушилась и всех их придавила. Случилось это в 980 году. По смерти он неоднократно являлся собратьям для утешения, обличения либо назидания.
Вновь и вновь, дорогие мои, хочется напомнить о цели нашей жизни. Цель жизни христианской – стяжание благодати Духа Святого Божия. А пост, молитва, дела милосердия, паломничество, всякого рода подвиги –лишь средства ее достижения. Но, к сожалению, наше неразумие, незрелость и нетрезвость, а очень часто и подверженность лукавому переворачивают все с ног на голову, и человек больше сосредотачивается на внешнем, чем на внутреннем. И от этого происходят очень печальные последствия. Даже если человек использует такое замечательное средство стяжания благодати Святого Духа, как молитва, это может нанести ему непоправимый вред, если он к этому относится неправильно или путает цель со средствами, – что подтверждается опытом Церкви и святых отцов.
Молитва имеет несколько степеней. Молитвенное восхождение очень четко прописано во многих духовных трудах. Отцы замечают, что плохо, если человек долго топчется на первой ступеньке, которая именуется словесной молитвой. Словесная молитва – это внешнее чтение, участие в церковном богослужении, чтение домашнего правила, Псалтири, молитвословов, канонов, акафистов. Так вот, эта ступенечка – проходная: человек должен на нее взобраться, освоиться, обрести определенные навыки (понимания славянского языка, сосредоточенности ума в словах молитвы), и дальше идти, перешагивая на следующую ступень – умной молитвы. А после умной молитвы – сердечная. Для мирян, по мнению отцов-молитвенников, достаточно этих первых трех ступенек. Но если долго топтаться на первой, то возникают две опасности. Или молитва становится до отвращения привычной, и человек теряет ощущение присутствия Бога, формально вычитывая правила. Или он начинает весьма о себе мнить, возникает самодовольство: «я читаю правила 2 часа, у меня тут кафизмочка, у меня тут 3 акафиста, у меня тут то, се». Если батюшка попытается такого человека сдвинуть, мол, «братец, а с чего ты вообще такое правило набрал, кто тебе его благословил?», то наткнется на твердыню гордыни. А средства даны нам, чтобы менялась наша душа, приобретала Божественные свойства.
Другим капканом в духовной жизни может быть, как ни странно, дело милосердия. Есть у нас несколько сотрудников, самые милосердные во всей службе сестры. Обычно самым милосердным сестрам не свойственно такое качество, как послушание. Порой назначается какая-то встреча, а у самой милосердной сестры всегда есть какие-то дела, которые никто, кроме нее, в это время не сделает, и все понимают, что человек отдает себя всего на служение милосердия. Бывает парадоксальная ситуация: сестра готова отдать всю себя в служение больным, хромым, инвалидам, сиротам, – а дома остаются больная бабушка и дети без пригляда: мама всю себя отдает в служение другим людям. Почему? А это путь наименьшего сопротивления – ты здесь на виду, тебя благодарят. Дома же этого никто не оценит.
Представляете опасность? Все это мнимое самоотвержение можно обосновать Евангелием: кто накормил голодного, посетил больного, напоил жаждущего, одел нагого, тот послужил. Но Священное Писание может быть воспринято только в контексте жизни во Святом Духе. Ведь все наше служение должно созидать внутреннего человека, формировать смирение через послушание – не лицемерное, а послушание и воле Божией, и начальникам, и жизненным обстоятельствам. А если человек очень милосердный, но не послушный, потому что всегда себе на уме? Где плоды? Это бесплодная смоковница: он возрастил только гордость, самодовольство, самомнение.
И вот здесь нужно очень внимательно, с совета, с благословения, трезво пытаться свою жизнь организовать. Чтобы возможность приобрести благодать Божию не упустить, чтобы она не было потрачена впустую, а еще страшнее – во вред себе. Дай нам, Господи, мудрости, трезвости, рассудительности.
К 400-летию восшествия на престол Царской Династии Романовых29 мая монастырь на Ганиной Яме посетила паломническая группа из Канады. Ее возглавил настоятель Свято-Троицкого собора в Торонто
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.