Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → Епископ Петергофский Амвросий. Духовное образование: преемственность и устремленность к будущему

Епископ Петергофский Амвросий. Духовное образование: преемственность и устремленность к будущему

№25 (730) / 1 июля ‘13

Михаил КудрявцевАрхипастырь

В этой теме:

Архипастырь
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «В отношении к Таинствам крайности неуместны»
Беседовала Наталья Горенок. Журнал «Православие и современность», г.Саратов

Окончание. Начало в № 24 (728)

Епископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.

– Владыка, какое место Санкт-Петербургская Духовная академия занимает в ряду учебных заведений Русской Православной Церкви?

– Санкт-Петербургская Духовная академия – одна из двух академий в России наряду с Московской. В уходящем учебном году Учебный комитет осуществлял инспекционную проверку на уровне бакалавриата, в том числе и в нашей духовной академии. Проверка была достаточно жесткой, беспристрастной и очень серьезной. Проверялись соответствующие планы, давались задания нашим студентам, проверялась соответствующая документация, касающаяся материально-технической части и образовательной, очень много пунктов. Надо сказать, что наша академия эту проверку прошла очень хорошо, показала, что соответствует своему историческому величию, является продолжателем той знаменитой духовной академии, которая была еще до революции.

Духовная академия сегодня находится на хорошей ступени своего развития. В последние годы мы очень много сделали для очень тесного сотрудничества с ведущими учебными заведениями как в России, так и за рубежом, заключено несколько договоров. В нашей духовной академии преподают известные профессора из государственного университета, из других университетов северной столицы, с их помощью в том числе мы улучшаем и качество обучения, и, безусловно, качество знаний, которые получают наши студенты.

– Владыка, в чем основные проблемы духовного образования сегодня?

– Думается, что проблема духовного образования в том, что, к сожалению, в нашем государстве, в отличие от других стран бывшего Советского Союза, очень медленно решается вопрос признания духовного богословского образования государством. Да, сделано уже достаточно много, духовные учебные заведения получают лицензию, мы, например, получили бессрочную лицензию, но предстоит получить еще аккредитацию, и все это пока делается на уровне бакалавриата, а еще есть магистратура, аспирантура.

Я недавно вернулся из Грузии. Во время встречи с Блаженнейшим и Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Святейший интересовался, каким образом обстоит дело у нас; рассказывали он и ректор Тбилисской Духовной академии протопресвитер Георгий о положении дел в Грузии. Надо сказать, что недавно совсем в Грузии этот вопрос был решен положительно для Грузинской Православной Церкви. Единственное условие, которое поставило государство перед духовной академией в Тбилиси, – это обязательный экзамен по грузинскому языку перед государственной комиссией при поступлении на бакалавриат.

Что касается дальнейшего обучения в бакалавриате и в магистратуре, и даже к докторантуре, то Тбилисская Духовная академия имеет полную самостоятельность и имеет право выдавать дипломы государственного образца, и ее образование будет признаваться. Из-за тяжелого наследства советского прошлого, к сожалению, еще очень много нам предстоит пробить таких стен непонимания, отчуждения или даже сопротивления – именно из-за этого тяжелого наследия, я думаю, такое сопротивление происходит на разных уровнях; действительно, очень глубокое непонимание необходимости такого образования для нашего народа, для нашего же государства, а не только для Церкви, но и незнание ситуации в Европе, в университетах других стран, вообще непонимание, что такое теология.

– Владыка, Вы уже упоминали, что бывшая семинария теперь называется бакалавриатом, появились понятия магистратура и аспирантура. Мы знаем, что это переименование произошло из-за перехода на Болонскую систему образования. Расскажите, пожалуйста, как это повлияло на жизнь духовных школ и какое будущее у Болонской системы, как студенты себя ощущают в ней?

– Я бы не сказал, что мы перешли полностью на Болонскую систему образования. От этой системы мы взяли то, что нам было необходимо, чтобы улучшить качество образования и значительно повысить качество научных работ. Трехступенчатость, которая была введена по образцу Болонской системы, как раз позволила нам реально посмотреть на ту картину, которая уже до этого складывалась. Ведь наша прежняя двухступенчатая система образования предполагала обучение в семинарии, а потом в академии. Предполагалось также, что либо человек не пишет вообще никакой работы, что очень странно, и получает диплом, либо он пишет кандидатскую диссертацию, и это явление приобретает совершенно неоправданную массовость. Соответственно, уровень так называемой кандидатской диссертации в то время был очень слаб. Так что сама схема так называемой Болонской системы позволила реально улучшить качество преподавания, сыграла положительную роль. Было очень много споров, было очень много критики, что, мол, приняли Болонскую систему и теперь попадем под влияние западных государств, будем вынуждены следовать каким-то указаниям, которых мы не можем исполнить.

Мы должны, безусловно, сохранить традицию. И поэтому, применяя к своей жизни Болонскую систему, мы подходим к ней с умом. Даже наши каникулы, наши богослужебные практики ни в коем случае не страдают от того, что мы приняли в какой-то степени методологию данной системы. Я думаю, что сама по себе подготовка поможет доказать, в том числе и государственным образовательным структурам, которые осуществляют некий контроль, что уровень нашего образования и уровень наших работ достаточно высок.

Я могу сказать, что профессора и преподаватели из университетов, присутствуя на защите, очень высоко оценивают как кандидатские, так и магистерские наши работы. Некоторые из них, видя, что действительно очень жесткие требования, ко мне несколько раз подходили, говорили: «У вас такие требования, которых даже у нас нет». То есть получается, что де-факто у нас работы соответствуют ВАКовским требованиям, но де-юре, к сожалению, в нашем государстве пока еще нет полноценного признания нашего образования.

Полную версию беседы вы можете просмотреть
или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 
Церковная жизнь

Исилькульская епархия

Временный управляющий митрополит Омский и Таврический ВладимирДата рождения: 1 февраля 1940 г. Дата хиротонии: 30 июня 1985 г. Дата пострига: 27 июля 1965 г. День ангела: 28 июля.Родился в с. Ново-Варзарешты, в Молдавии, в семье крестьянина. В 1958 г. окончил среднюю школу и поступил в Одесскую Духовную семинарию.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Николай Беляев: Объединившись, легче помогать друг другу

Михаил Кудрявцев

Протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс