Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Если мы будем внимательны к своим грехам, то не станем смотреть на грехи ближнего. Ибо безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над чужим» – эти слова аввы Моисея мы найдем в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова). Дивная это книга! О ее содержании сам святитель говорит следующее: внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читателя благоухание святой простоты и истинного служения Богу тех подвижников, что были обильно осенены Божественною благодатью. Святитель уверен: такое чтение не просто может направлять человека на истинный путь Богоугождения, но и подаст ему для этого самые верные взгляды! Оно принесет утешение в скорбях, напитает душу, поддержит мирное и молитвенное настроение. И кто усвоит учение отцов, пишет святитель, тот, даже находясь среди людей, сможет обрести сердечное безмолвие. А для кого оно окажется чуждым, тот и в уединенной пустыне будет возмущен помыслами и мечтаниями. Наставят христианина на такой подвиг и изречения святых отцов и примеры того, как точно сами они исполняли Евангельские заповеди. Слова их кратки и просты, а дела их велики и чисты. Но для нас они драгоценны, поскольку являются плодами святого опыта. Святитель Игнатий уроки отцов не только сам выучил, но и переложил для нас в своих творениях – в своих «Аскетических опытах». И мы, знакомясь с ними, понимаем, какое огромное значение для внутренней жизни христианина имеет внимание, и находим подсказки, как можно удерживать внимание в течение всего дня.
На уроках Школы покаяния мы с протоиереем Андреем Каневым читаем и параллельно разбираем – неспешно и подробно, статью святителя Игнатия из 1 тома его «Аскетических опытов» – «Чин внимания себе для живущего посреди мира». Мы зачитываем небольшой отрывок из данной статьи, а затем отец Андрей его поясняет: как надо понимать эти слова и что в этой связи надо делать. По опыту катехизаторской работы на приходе он знает – современному человеку самостоятельно читать труды святых отцов бывает очень трудно, а еще труднее бывает правильно понимать прочитанное. Ведь не может ученик начальной школы читать и разуметь научные трактаты! Такой труд ему просто не по силам из-за неподготовленности, неразвитости ума. Но если старший популярно объяснит ребенку суть явления – доступным языком и на наглядных примерах, то он еще и вопросы уточняющие начнет задавать. Вот так и мы, пребывая в начальных классах нашей духовной школы, тоже зачастую можем воспринимать святотеческие тексты лишь в некоем адаптированном для нас виде – в пересказе, который к тому же будет проиллюстрирован понятными нам примерами из современной приходской жизни.
И вот мы читаем следующее наставление святителя Игнатия: «Проснувшись, в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мертвых, – направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений…»
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Я уже говорил о том, что в жизни христианина не должно быть ничего не духовного. И ценность этих конкретных советов святителя Игнатия в том, что даже такую обыденную вещь, как момент, когда человек проснулся ото сна, он пытается нам показать с точки зрения его духовного содержания, сравнивая пробуждение с всеобщим воскресением. Для человека наступил новый день. Что принесет этот день или что Господь нам даст в этот день – мы еще не знаем. И поэтому важно правильно настроиться на предстоящий день. Святитель Игнатий пишет об этом важном и ежедневном моменте в жизни человека, когда человек проснулся и еще не начал что-то просчитывать, о чем-то беспокоиться, ум его некоторое время чист от суеты.
Принеси жертву, пишет святитель. Смотрите, какие замечательные слова: принеси жертву Богу. Мы представляем, что жертва должна быть великой, значительной. Но никто не просит нас стать Авраамом и приносить в жертву своего сына. Жертва Богу – дух сокрушенный, об этом не надо забывать. И человек, проснувшись, должен тут же помолиться, если конечно он хочет правильно относиться к своей жизни. Не ждать времени утреннего молитвенного правила, а тут же помолиться. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило.
Протоиерей Андрей Канев: Для нас святителем расписаны такие подробности, как почистка зубов, умывание человека. Это необходимые вещи, но неужели они могут быть связаны с духовной жизнью? Это может показаться кому-то смешным, но на самом то деле нет таких моментов в жизни человека, когда он не может молиться. Святитель Игнатий говорит: со вниманием, с тишиной. Что за внимание? Почему внимание? Не щетке же зубной внимание. Он снова говорит о внимании к своему сердцу и уму. И когда человек идет в ванную комнату, никто не запрещает ему молиться. Святитель Игнатий советует, чтобы перед молитвенным правилом человек умылся, взбодрился. Человек уже более способен воспринимать слова молитвы, думать о Боге.
Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (Москва) и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. – Весна вступила в свои права, и каждый день набирает все больше тепла и света, оживает застывшая за долгие зимние месяцы природа, а мы с вами, дорогие друзья, возвращаемся уже к полюбившимся нам размышлениям о вечерних молитвах.
О возмездииЕще один вопрос возникает: выходит, Давид помнит зло. Почему не простить этих людей? Но дело не в прощении
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.