Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (726) → Свет истины ясно виден очами сердца

Свет истины ясно виден очами сердца

№21 (726) / 3 июня ‘13

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

13 июня – память святого мученика Ермия

Святой состарился на царской военной службе и на закате дней пострадал за Христа. Злой судья, тщетно отвращая его от Христовой веры, напрасно увещевая принести жертвы идолам, приказал камнями выбить ему зубы, ножом содрать кожу с лица. После этого его бросили в раскаленную печь, но он, хранимый Божией благодатью, остался в ней живым. Затем выпил он самый сильный яд, который по повелению судьи вручил ему некий волхв, но эта отрава нисколько ему не повредила. Увидев это, волхв настолько был изумлен, что во всеуслышанье исповедовал Христа, за что тотчас был обезглавлен. Потом Ермию выкололи оба глаза, но он, не жалея об этом, воскликнул судье: «Возьми себе эти телесные очи, взирающие на суету мира, есть у меня очи сердца, которыми ясно вижу свет истины». После этого, связав Ермию ноги, его повесили вниз головой, но те, кто это сделал, ослепли и беспомощно метались вокруг него. Святой Ермий призвал их к себе, возложил на них свои руки и, помолившись Богу, вернул им зрение. При виде этого судья разъярился, точно лев, выхватил меч и отсек голову Божию человеку.

Христиане тайно взяли тело Ермия и с честью похоронили его. Его мощи подавали исцеление всем больным и страждущим. Пострадал святой в 166 году в правление императора Антонина.


Обычно людям всегда что-то нужно от Бога. Те, кто ищут Бога не ради каких-то благ, а ради Него Самого, очень отличаются от основной массы прихожан именно внутренней живостью и готовностью с радостью изучать Священное Писание, Священную историю; но, к сожалению, у многих вызывает некоторое напряжение, когда советуешь почитать какую-нибудь книгу или какой-то эпизод из Священной истории.

Как-то с одной сестрой разговаривали, коснулись темы сотворения человека, паузы творческой, которая этому делу предшествовала, и Предвечного Совета, который преподобный Андрей Рублев попытался зафиксировать на иконе Святой Троицы; она именуется «Явление Троицы Аврааму у Мамврийского дуба», но в самом сюжете нет ни Авраама, ни Сары, там даже Мамврийского дуба нет. Но, тем не менее, это удивительная, потрясающая икона с глубокими символами. И вот сестра говорит: «Когда я училась в лицее, то реферат писала по этой иконе». В светском лицее писала реферат на тему «Икона Рублева «Троица»!

Я говорю: «Расскажите об этих символах». И человек, который специально не учился иконографии, стал удивительно точно раскрывать глубину символов. А это особая икона, я повторюсь, которая говорит не столько об историческом событии, сколько о глубочайшем смысле того, что происходило в Святой Троице прежде сотворения человека. Во-первых, икона как бы замкнута в самой себе. Если мы посмотрим на любой образ, Пресвятой Богородицы, Христа или святых мучеников, то везде увидим диалог, диалог с тем, кто стоит перед ним – икона обращена к молящемуся. Если Младенец смотрит на Богородицу, то Богородица обязательно смотрит на тебя, и наоборот, если Божия Матерь смотрит на Младенца, то Младенец смотрит на предстоящего иконе. Всякий образ как бы втягивает в общение с собой. А здесь ангелы смотрят друг на друга, Святая Троица как бы Сама в Себе, но элемент обратной перспективы присутствует: жертвенник, на котором возлежит жертвенная голова ягненка, изображен в виде трапеции, причем узкая сторона обращена к нам, а широкая внутрь иконы… Удивительное дело – когда детки рисуют дорогу, то они ее рисуют именно так: ближе к себе узкий конец дороги, а взрослые, рисуя дорогу, от себя рисуют широкий путь, который сходит в точку где-то вдали. Одного ребеночка спросили, почему он так рисует, и он ответил: «Оттуда же гости приходят». И эта икона именно так воспринимается Церковью: «оттуда приходят гости» – икона …выходит из себя.

Очень часто иконописец какой-то элемент оставляет за пределами рамки иконы. Присмотритесь к иконам мучеников: бывает, стопа выходит за рамку, как бы стремится выйти тебе навстречу. Икона – это не картина. Это в картину мы погружаемся, а икона выходит из себя, и ты встаешь перед ней. Так же являет себя Священное Писание. Читая художественную литературу, пусть самую замечательную, человек в мыслях, переживаниях погружается внутрь: разбирает, кто есть кто, кто как будет дальше себя вести, кого-то жалко, кого-то нет. А Священное Писание выходит к нам и ставит передо мной, в моей сегодняшней жизни, вопросы: где я, кто я и зачем я?

Ну и следующий смысл рублевской иконы «Святая Троица»: ангел, который посередине, облачен в одежды, принадлежащие Христу, красные и синие, и собой символизирует Сына Божия. А два ангела изображают Чашу жертвенную, в которой, с одной стороны, стоит жертвенная Чаша с главой ягненка, а с другой – сами средние ангелы. Прежде чем сотворить человека, Господь совещается внутри Себя. Говорит Отец: «Сыне, сотвори мир» – «Да будет так, Отче». – «Но этот мир согрешит, а Тебе нужно стать Человеком и умереть ради спасения человеков» – «Да будет так, Отче», – отвечает Сын. И уже после того, как в Троице принято решение об искупительной Жертве Сына Божия Господа Иисуса Христа, Господь творит человека, вдыхает в него дыхание жизни, наделяет его богообразными чертами, разумом, свободной волей о бессмертии и, понимая, что будет стоить Богу такая любовь, отпускает на свободу.

Когда видишь, что человек сердцем разбирается в таких интереснейших вещах, становится очень утешительно и радостно. Дай Бог, чтобы таких живых людей было больше, чтобы их жажда праведности побуждала эту праведность находить, усваивать. Ну и добрая закваска квасит все тесто, это и есть соль земли, это есть свет мира. Когда такой человек обретает устойчивость в Боге, то люди, глядя на него, не могут оставаться равнодушными и так же тянутся ко Христу. Помогай нам всем Господь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Архипастырь

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Господь не дает дара тому, кто его не достоин

Согласно традиции Православной Церкви, христианин может исповедоваться любому священнику. Однако каждый человек индивидуален и каждая Исповедь человека сугубо индивидуальна. Чтобы священник мог не только прочитать разрешительную молитву, свидетельствующую об отпущении Богом грехов этого человека, но и помочь советом в решении различных трудностей в жизни христианина

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс