Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. В прошлый раз мы остановились на достаточно важном моменте этого Послания, когда апостол Павел сравнивает иудеев и язычников. Он обличает и тех, и других, чтобы в конце концов показать, что и те, и другие нуждаются в Спасителе.
Язычников он сначала обличил за то, что те осуетились в умствованиях своих и, имея возможность Бога познать, они, тем не менее, не воздали Ему славу как Богу, за это были преданы всяким нечистым делам. Мы подробно разбирали этот момент. Одновременно апостол Павел говорит, что, если язычник живет по совести, по закону, который у него написан в сердце, то он и будет в соответствии с этим или оправдан или осужден. То есть присутствие Божие дает надежду любому человеку, который жил до Христа вне израильского народа. Совесть есть глас Божий в человеке. То есть присутствие Бога, как говорит авва Дорофей, подсказывает человеку, что нужно для его блага, что соответствует воле Божией. И если человек прислушивается к этому гласу в собственном сердце, следует ему, то он, разумеется, имеет надежду на искупление.
Ведь на самом деле Бог один, Он не изменился, и все люди – люди Его. В силу этого Господь каждому открывает то, что тот сможет вместить, Бог печется обо всех. Проблема в том, что чаще всего человек не слышит не только Бога, но и голос собственной совести, которая всегда подсказывает ему необходимость жить по вере.
Далее апостол Павел обращает свою речь к иудеям, утверждая, что быть иудеем – великое благо, потому что им вверено слово Божие. Но апостол подчеркивает, что этот факт не гарантирует им спасения, и только в силу этого они не являются образцом праведности и святости, что они грешны тоже. Начинает это свидетельство против иудеев апостол Павел несколько неожиданно. Это начало 2-й главы, буквально с самого первого стиха: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
А мы знаем, что поистине есть Суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь Суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его».
С первого прочтения не совсем понятно, о чем же говорит апостол Павел. Неизвинителен судящий другого человека – это понятно, мы Евангелие знаем: не судите – не судимы будете. Но вот дальше: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?». Вот это высказывание без знания святоотеческих творений, святоотеческого опыта понять затруднительно.
Святитель Димитрий Ростовский, основываясь на свидетельстве преподобного Марка Подвижника в книге «Келейный летописец», говорит так об осуждении: «Дерево же жизни есть внимание к себе, ибо ты не погубишь спасения, не лишишься вечной жизни, когда сам к себе будешь внимателен. А древо познания добра и зла есть любопытство, исследующее дела других, за которым следует осуждение ближнего, а осуждение же влечет наказание вечной смертью во аде». То есть только любопытствуя о делах других людей, человек уже осуждает, тем самым вкушая плод от дерева познания добра и зла. Таким образом, он совершает тот же грех, что Адам. Стало быть, в силу повторения, он так же извергается из возможности богообщения, так же высылается из Царства Небесного. Неважно, каким образом ты грешишь, – ты все равно лишаешься возможности жить с Богом.
Людям иногда кажется, что они ни в чем не грешны, и очень неодобрительно отзываются о людях, которые в их глазах явные грешники. Вопрос не в том, насколько грешны люди, которых человек осуждает в сердце своем, считает людьми негодными, – разные нечестивцы, пьяницы, взяточники, казнокрады: люди заведомо такие, которых никто не любит, и особенно в православной среде. Но даже просто неодобрение, пренебрежение ими как людьми негодными говорит, что мы такие же, как они, даже если мы ничего подобного не делаем. Опыт аскетический, опыт святых отцов показывает, что человек, осуждая другого, превозносится над явным грешником или неодобрительно к нему относится только потому, что в нем самом есть корень того греха, за который он осуждает другого человека.
Само осуждение, пренебрежение другим человеком нарушает Заповедь Божию – человек должен любить всех, должен любить своих врагов и каждого человека. Поэтому осуждение есть грех против любви. Стало быть, неважно, если человеку кажется, что он невеликий грешник, – он чужд надежды на общение с Богом. Это и есть изначальная точка, с которой апостол Павел начинает обличение иудеев.
Ведь иудеи именно так относились к язычникам – их осуждали или пренебрегали, негодовали и считали отребьем рода человеческого. Уже в самое первое апостольское время, после сошествия Святого Духа на апостолов, на I Иерусалимском Соборе поднимался этот вопрос, и они очень негодовали, что язычники без особого, как им казалось, труда могут войти в общение с Богом, без исполнения многочисленных предписаний закона Моисеева они легко и просто приступают к тому же источнику благодати, что и иудеи. И апостола Павла иудеи хотели убить за то, что он язычникам давал то сокровище, которым, как им казалось, должны владеть только они.
Пренебрежение по отношению к язычникам показывает, что и израильский народ, хотя ему вверено Слово Божие, так же чужд возможности богообщения, как и язычники. Ведь иудеи сами горды, надменны, дышат жаждой убийства и не любят брата своего. Многие другие грехи, которые у них есть, показывают, что на самом деле Бог долготерпит и к иудеям, и к язычникам. И ждет того, чтобы покаялись и те, и другие.
О кротостиКаковы же основные качества царя Давида? Во-первых, кротость. Кротость проявляется в его незлобии. Библия, да и святые отцы-аскеты, под кротостью понимают нечто совсем иное, чем мы сейчас. У нас совсем не библейский взгляд на это качество человеческого характера, а либерально-толстовский, так скажем.
Продолжение. Начало в № 16 (721) Исповедь и проповедь русского писателяВелико было внимание Гоголя к тайнам бытия, разделенного на уделы света и мрака. Борьба с чертом, с силами зла – постоянная гоголевская тема. Писатель ощущал действенность этих сил и призывал не бояться их, не поддаваться, противостоять им.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.