Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Греко-римский мир обличает себя в лице лучших своих мудрецов и философов. Сократ, Платон, Аристотель, находясь вне израильского народа, вне христианской традиции, просто размышляя и наблюдая, дошли до очень многих важных представлений о природе человека и мира – что у них есть Творец. Но они никак не хотели, именно не желали назвать эту первопричину Богом личным и совершенным, никак не хотели склонить перед Ним свои колени. Они открывали тайну Абсолюта, как они Его называли, но всячески не хотели воздать Ему должное поклонение и посчитать Его всесовершенной Личностью. Они понимали, что это так, но нежелание, грех гордыни мешали им это признать.
В греко-римском мире, знавшем уже свидетельство о Христе, но не принявшем его, были такие философы, как Плотин. Ему вообще через созерцание и откровение открывались некоторые явления, которые могли косвенно указывать на тайну Святой Троицы, на какие-то очень важные духовные явления, вполне понятные и известные из христианского Откровения. Но Плотин их открывал в собственных размышлениях, в собственных мистических откровениях, он открывал существование совершенного существа, творящего этот мир, но никак не мог склонить перед ним колени. Бог являл, как говорит об этом апостол Павел, Себя миру, но люди не хотели воздать Ему славу, не хотели Ему служить, они исказили Его образ, исказили представление о Нем, извратили свою жизнь таким образом, чтобы не служить Богу в Его совершенстве. В этом отношении они повторяют то, что сделал сатана, который знал Творца, знал Бога, знал совершенство Благодетеля дающего, но не захотел принять этого служения и пал, отринувшись служения Богу.
По собственной жестоковыйности отказываясь служить Богу как Богу, люди сами себя ввергают в безумство. Они обезумели, ибо, познав Источник своей мудрости, они не возблагодарили и не прославили. И Господь приводит их к безумию, ведь они отвергают Источник своей мудрости. Если человек пьет сладкую воду и отталкивает руку, которая эту сладкую воду подает, он, естественно, отталкивает саму эту сладкую воду, начинает искать источники другие. А все другие источники горьки, и он либо умирает от жажды, либо пьет горькую, негодную для питья воду. Так произошло и с мудрецами греко-римскими – не познав Бога, не воздав Богу славу, как должно, изменив Его образ, они отринули Его руку, дающую им мудрость, и были оставлены в безумии, как сказано в Псалтири: всякий отвергающий Бога есть безумец. Сами они не сознавали этого, но любой трезвый человек поймет, что языческие философы стали безумны.
О чем, как не о безумии, говорит то, что языческий мир погряз в бездне порока? И разве можно назвать разумным, что они назвали богами, приписав им творческую силу, таких, как Кронос или Зевс, которые прелюбодействовали, не могли сдержать самих себя, были отцеубийцами или пожирателями собственных детей, завистниками, ворами? В греческой мифологии немало сюжетов, когда капризность и завистливость богов просто очевидна даже для нашего испорченного времени. Тем более она была очевидна для того времени, все-таки считавшего нравственные основы незыблемыми. А жизнь тех, кого они называли богами, была безнравственна даже по человеческим меркам, и тем не менее они им поклонялись. Разве это не безумие – ожидать милости от того, кто к ней не способен? Поклоняться и ждать блага от того, кто на самом деле был не способен даровать благо даже женщинам, которых он любил?
Извращенность представления о божестве греко-римского мира, естественно, оказала воздействие и на нравственные устои человека. Апостол Павел описывает, до каких мерзких, противоестественных грехов и пороков в конце концов дошли люди. Это и понятно, ведь они встали на путь сатаны. В их лучших философских сочинениях мы видим, что они открыли бытие Творца и совершенного Абсолюта, но не захотели поклониться ему как Богу и воздать славу как Богу, исполнить то, что надлежит исполнить, – волю Божию. Потому и оказались служителями бесов и сатаны, по слову Псалтири: все боги язычников суть бесы. Как говорит апостол Павел: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребство».
И сейчас происходит то же самое. Европейская цивилизация, зная, что Он есть, всячески еще подчеркивая это остатками своей верности традициям, не хочет ни чтить этого Бога, ни служить Ему, ни тем более исполнять Его волю. Эта цивилизация, отвергая Источник сладкой воды, пытается пить из разных горьких источников, луж, канав – идет тем же путем, которым когда-то пошел (и плачевно закончил) греко-римский мир. Европейская культура все больше носит люциферианский характер, становится фактический рабыней падших духов, нравственным своим обликом напоминает тех самых язычников, которых в первой главе Послания обличает апостол Павел.
Во второй главе апостол Павел свидетельствует о неправде не только язычников, но и иудеев. Сравнивая их, говорит, что и среди язычников могли остаться люди, живущие по совести, по вере: «И иудейство, хотя оно и хорошо само по себе, зависит от того, каков лично каждый иудей, как он вмещает и как он живет по своей вере». И далее: «Дело не столько в общности язычества и иудейства, сколько в личности каждого человека, живущего в той или иной традиции, лично от него зависит, каков он перед Богом».
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина! Напротив, слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)».
Часто приходится слышать вопрос: «Что бывает с теми людьми, которые жили и умерли вне иудейского народа или до того, как к ним пришла весть о Христе? И сейчас живут и умирают, не слыша никогда никакого слова о Христе».
Этими словами апостол Павел свидетельствует, что на самом деле человек не обрекается на вечную смерть только тем, что он живет в языческой традиции. Потому что Творец его не оставляет – всем являет Себя и всем свидетельствует о Себе Бог и Творец каждого из нас. Если человек воспринимает Его свидетельство и живет в соответствии с ним, то живет по совести, а совесть есть место Божие внутри каждого человека. Глас Божий, слово Божие, энергия живого Бога живут в каждом человеке, если человек слушает свою совесть и живет по тому, что внушает ему присутствие Божие, глас совести в нем. Он имеет надежду, потому что совесть внушает ему и ее, и веру.
О кротостиЦарь Давид... Мы знаем про него на бытовом уровне достаточно много, используем его образ чаще, чем чей-либо.Достаточно вспомнить знаменитую Псалтирь, особенно 50-й псалом, с которым неразрывно связана жизнь верующего человека.
Исповедь и проповедь русского писателяНепреходящими остаются православные Пасхальные идеи христианского писателя о духовном возрождении России, воскрешении «мертвых душ».Гоголь остро ощущал свою нерасторжимую связь с Родиной
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.