Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой стал папой 5 июля 649 года, в период ожесточенных споров православных с еретиками – монофизитами. Царствовал тогда Констанс, внук императора Ираклия, а Царьградским патриархом был Павел. С целью восстановления мира в Церкви сам царь издал, по совету Павла книжку, содержавшую в себе еретическое учение монофелитов и названную им «типос»; он разослал ее повсюду, повелевая содержать согласное с ней вероучение. Многие из православных, не разделявших ереси, за свое сопротивление нечестивому повелению царя подверглись изгнанию или побоям или даже смерти; к числу их принадлежат преподобный Максим Исповедник, как это подробно изложено в его житии, и святой папа Мартин, о котором мы рассказываем. Папа Мартин созвал Собор из 105 епископов, на котором осудил этот царский типос. И написал письму патриарху Павлу, умоляя его держаться чистой Православной веры и увещевать царя отказаться от еретических мудрований. Это письмо рассердило и патриарха, и царя. Царь отправил в Рим воеводу Олимпия, чтобы тот привел связанного папу в Царьград. Воевода не дерзнул открыто арестовать папу, но подослал воина, чтобы тот убил святого в церкви; когда воин вошел в церковь со скрытым под одеждой мечом, то внезапно ослеп. Так Промыслом Божиим святой Мартин избежал смерти.
В ту пору на Сицилию напали сарацины. Воевода Олимпий отправился на войну и там погиб. Тогда, уступая интригам патриарха и еретика Павла, царь послал в Рим другого воеводу – Феодора, с тем же заданием. При этом на папу были возведены обвинения, что он якобы состоит в связях с врагом и не почитает Пречистую Богородицу. Когда воевода прибыл в Рим и прочитал обвинения против папы, тот ответил, что это клевета, что у него нет никакого общения с сарацинами – врагами христианства, а Пречистую Богоматерь если кто не почитает, не исповедует и Ей не поклоняется, да будет проклят и в сем, и в будущем веке. Но это не изменило решение воеводы. Папа был в узах доставлен в Царьград, где больной и обессиленный долго лежал в темнице, изнуряемый теснотой и голодом, пока не был приговорен к ссылке в Херсонес, где прожил два года и в 655 году скончался, предав душу Господу, за Которого много претерпел. За два года до него умер окаянный Павел. Когда царь посетил его перед смертью, тот, уткнувшись лицом в стену, горько плакал, исповедуя, что много согрешил против Мартина, и просил царя освободить святого.
Человеку, не имеющему опыта церковной, духовной жизни, со стороны это кажется странным. Что, мол, здесь такого? Почему Церковь так бескомпромиссно отстаивала свою веру? Какая разница, «единосущны» или «подобосущны»? И в этом ли главная проблема? Может быть, просто всех любить и делать добро? Нет. Оказывается, правильные понятия о Боге являются основой правильной жизни и правильных отношений между людьми, между Богом и человеком. Как апостол Павел, говорит: «Без веры угодить Богу невозможно, ибо всякий приходящий к Нему должен веровать, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Вера – это, в первую очередь, явление духа человеческого, способного к познанию Бога, к богообщению, к совестливой жизни. От того, насколько вера истинна или ложна, зависит степень поврежденности духа человека.
Мы знаем, что каждый человек болеет восемью основными хроническими недугами: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Эти страсти поражают всего человека – и тело, и душу. Понятно, что страсти телесные гораздо менее влиятельны, чем страсти душевные и тем более страсти духовные. Ложная вера, суеверие, извращенные понятия о Боге и об истине – все они повреждают дух человека, порождая гордость, основанную на доверии самому себе или идеям и философиям, которые пленяют ум, его искажают и лишают возможность зреть Бога. Но, как известно, гордым Бог противится.
Во время Великого поста обычно принято совершать общее таинство Соборования, и всегда это вызывает у людей вопросы, нужно ли это делать? Человек почему-то выбирает судьей своей жизни и своего состояния, но я о себе могу сказать, нужно ли мне собороваться. Я не могу сказать о другом человеке, у которого есть какие-то диагнозы, определенное состояние физическое, – он сам должен понять, это его отношение с Богом. А когда на таинство собирается народ, кого там только нет – даже младенцев приводят. Я говорю: «Зачем младенцев-то привели?» – «Как же?! Родовой грех надо с них смывать». И не знаешь, что в этом случае ответить человеку, как его ум вправить. К другой рабе Божией подхожу, спрашиваю: «Зачем нужно собороваться?». В ответ: «Потому что это – благо для Господа».
Порой невозможно добиться вразумительного ответа, человек пребывает в каком-то анабиозе, совершенно не может сформулировать, чего хочет, отношения с Богом не осмыслены. Мы же не должны профанировать таинство: «так принято», «за компанию собрались», «кто-то пригласил» или «добрые люди сказали». «А зачем тебе это надо? Вот ты ведь венчаться не побежишь с налета, с поворота. Ты же сначала подумаешь, с кем?». И решение креститься, по-хорошему, тоже нужно 7 раз отмерить. Таинство Соборования – тоже великое таинство, Божественная благодать, направленная на исцеление души и тела, о котором апостол Иаков говорит: «Болен ли кто у вас, да призовет священников», то есть если болезнь очевидна, а человек сам до церкви не может дойти, он призывает священников, чтобы помолились над ним, помазали его елеем Господним.
Очень часто у людей непонятная мотивация. О чем это говорит? Об отсутствии трезвой, здравой веры, правильных понятий о Боге. Но самое печальное в этой ситуации – что человеку, у которого сложилось «свое мнение», помочь уже нельзя по-человечески, потому что он не слышит, он способен только обидеться; здраво рассудить – эта функция заблокирована. Бывает, человек приходит на Исповедь, крайне довольный собой, – а Исповеди нет, только рассуждения на тему… Скажешь: «Давай подготовимся, вот такие книжечки, вот такой порядок», сразу начинают обижаться: «Почему? Я ведь пришла, вы уж будьте любезны, допустите меня завтра до Причастия» – «Но как? Вы совершенно не готовы»… И начинается: «Ну пожалуйста», «Не обижайте» – человек ничего не слушает, не доверяет и уходит в совершенно замороченном состоянии.
Это как раз признак повреждения человеческого духа, неспособность слышать истинные понятия, пребывание в своих лукавых представлениях. Такому помочь может только Господь, – но обычно через скорби, через элементы смирения, когда человек хлебнет полной горстью и, может быть, через скорби и терпение придет к способности воспринимать истину. Именно поэтому святые отцы до смерти отстаивали Символ веры, потому что плотскую нечистоту гораздо легче исправить, а нечистоту духовную, бывает, и невозможно излечить.
Дай Бог, дорогие мои, нам беречь свою душу, беречь от лжи, от лукавства, от прелести. Дай Бог нам знать и любить свою веру, постоянно в ней возрастать, постоянно сверять веру, которая в нашем сердце и уме, с верой Православной, святоотеческой.
28 апреля – память святого мученика Саввы ГотфскогоВ Готфской стороне было суровое гонение на христиан. Некий князь пришел в село, где жил благочестивый Савва, и спросил жителей, есть ли в их селе христиане? Они с клятвой заверили его, что нет ни одного. Тогда Савва встал перед князем и народом и сказал: «Пусть никто не зарекается за меня, я – христианин».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.