Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В день празднования святым апостолам Петру и Павлу 30 июня 1864 года (12 июля н.с.) в семье диакона Симеона Федоровича Смородинцева родился сын, в Крещении младенца нарекли Петром. Дед Петра служил простым дьячком, из-за бедности не смог выучить своего сына, и потому Симеон Федорович, имевший за плечами только два класса Екатеринбургского Духовного училища, постарался привить детям любовь к знаниям. У Петра было пять сестер и старший брат, отец дал им всем хорошее домашнее образование.
Николай Симеонович, брат Петра, окончил духовное училище, Казанский университет и стал известным на Урале врачом-ветеринаром. Как и брат Петр, он принял мученическую кончину в 1918 году от рук большевиков.
Родиной Петра было село Юшковское (сейчас это Челябинская область). В селе был деревянный храм в честь святых врачей – бессребреников Космы и Дамиана, где Петр и был крещен. В 10 лет родители отдали его в приготовительный класс Екатеринбургского Духовного училища. После училища он поступил в Пермскую Духовную семинарию, однако проучился только полгода. После увольнения из семинарии несколько лет работал на светских должностях, но в 1885 году поступил на должность псаломщика в село Шайдурихинское, в 25 верстах от Невьянска. Летом следующего года отец его сильно заболел и вынужден был выйти за штат, Петру пришлось вернуться в родительский дом. Случилось это 2 июня 1886 года. Петр женился, родился сын Валентин (потомки его живы до сих пор. Уже внучка священномученика застала прославление в лике святых своего дедушки).
Село Юшковское было по-настоящему родным для отца Петра. Он активно участвовал в строительстве каменного храма: старый, деревянный, со временем пришел в ветхость. В 1896 году храм в Юшковском был освящен, а старый разобрали на бревна и построили церковно-приходскую школу, где отец Петр преподавал множество предметов. В 1908 году отца Петра рукоположили в сан священника и с марта того же года направили служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Краснопольском Верхотурского уезда. В Краснопольском имелось двухклассное училище, куда отец Петр бы приглашен преподавать Закон Божий.
Выйдя за штат (причина нам неизвестна), будущий священномученик активно занимался общественной деятельностью во всей волости, был избран председателем кредитного товарищества в селе Юшковском Екатеринбургского уезда и председателем Каслинского районного союза.
Много он потрудился над благоустройством села Юшково; благодаря его заботам, в селе появилась паровая мельница, в некоторых домах (и это до революции!) – электричество, была оборудована ремонтная мастерская.
Февральскую революции 1917 года жители Юшковского встретили без особого восторга. После свержения монархии крестьяне собрались на сельский сход, чтобы определить свое отношение к будущему государственному устройству России. Председателем на этом сходе крестьяне избрали, конечно же, священника Петра Смородинцева. Вскоре в селе был организован местный орган власти – комитет общественной безопасности, председателем которого стал отец Петр.
Когда Временное правительство организовало свою систему управления, отец Петр передал власть комитета общественной безопасности волостному земству, но при этом сказал: «Я передаю власть честным мирянам, а не голодранцам и лентяям».
Об Октябрьской революции в селе узнали только к январю 1918 года, на сельских сходах представители левых партий ставили вопрос передачи власти от земских управсоветов; большинство крестьян, духовенство и сельская интеллигенция выступили против советской власти, в районе были даже случаи расправ с организаторами советов.
Весной 1918 года отец Петр был направлен священником к церкви села Кочневского, располагавшегося в том же районе, что и село Юшковское. В Иоанно-Предтеческой церкви отец Петр успел отслужить всего две Литургии: на день Святой Троицы и на день Святого Духа. Местные жители вступать в красные отряды, чтобы защищать советскую власть, отказывались.
Особенно враждебно были настроены красные к отцу Петру Смородинцеву, с мнением которого крестьяне очень считались.
О кончине священномученика Петра мы знаем из газеты «Известия Екатеринбургской церкви»: «Конечно, не забыт был в молитвах и чистый наш народник, известный кооператор отец Петр Смородинцев, который погиб одновременно с отцом протоиереем Александром Миропольским в ночь на 23 июня. Почивший был заштатным священником села Краснополье Верхотурского уезда, и только перед неожиданной смертью был назначен священником в село Кочневское, но Бог не судил ему там быть священником. Правда, был он в селе Кочневском, отслужил в день Святой Троицы Литургию и в Духов день, а затем на некоторое время выехал для сдачи дел по должности председателя кредитного товарищества в селе Юшковском и председателя Каслинского районного союза. Но здесь ему пришлось сдать не только дела, но мученически отдать и душу. Приехав в село Юшково, где живет его сын, он не успел выпить стакана чаю среди родных, как был арестован и отправлен в Касли. В ночь на 23 июня его увезли с отцом протоиереем Александром Миропольским и на 15-й версте от завода, близ речки Горькой расстреляли.
Когда его нашли, то узнали не по лицу, которое было разбито, голова развалена или топором или кайлом, а по подряснику, в теле было две огнестрельных раны. Присутствующие при розыске при виде изуродованных пришли в ужас, некоторые не верили, что человек может дойти до такого зверства».
После отхода большевиков и прихода белочехов расстрелянных нашли и похоронили справа от главного алтаря Успенского храма Каслинского завода.
Протоиерей Георгий Головкин, настоятель прихода в честь Вознесения Господня г. Касли:
– Храм Успения был закрыт в 1933 году и уже перед войной там сделали цех, где красили ящики для снарядов, которые изготавливал машиностроительный завод. Немалую борьбу пришлось выдержать настоятелю и прихожанам, чтобы вернуть разрушенный храм и здания Православной Церкви. В 90-е годы многие предприниматели хотели их приватизировать, но, благодаря усилиям верующих, храмы удалось отстоять.
Никольский храм восстановили, Успенский же находится на территории завода, и не нашлось доброхота, который бы помог восстановить его для полноценной богослужебной деятельности.
Пост – добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия... Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями. (Святитель Василий Великий)
«Врач духовный, телесный, исцели и врачуй меня...»Чтобы быть здоровым, нужно понимать, что мешает здоровью. Нередко человек не видит свои болезни: «да, я имею какие-то недостатки, но это вы все больные, а я самый здоровый, самый разумный». Истинно работающий над собой человек видит себя со стороны.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.